И Баба Яга имеет право на счастье – авторская рецензия на «Царевну-Лягушку»
История эта начинается отнюдь не с кукол, хотя и поставлена на сцене театра, в котором кукла по праву является главной, а как же иначе может быть в самом Театре кукол? Может быть. По-разному может быть, главное – рассказать маленьким зрителям сказку доступным им языком, да желательно так, чтобы глаз нельзя было оторвать от сцены – достоинство спектакля, о котором пойдёт речь ниже, отмечает ИА DEITA.RU. Театральный сезон 2021-2022 Приморский краевой театр кукол открыл премьерным показом спектакля «Царевна-Лягушка» в постановке режиссёра Антонины Добролюбовой, заслуженного работника культуры РФ (город Южно-Сахалинск). Русская народная сказка прозвучала в версии драматурга, писателя и сказочника Нины Гернет. «Давным-давно в некотором царстве, в некотором государстве…» Недаром выбран текст Нины Гернет – мастера слова, очень тактично и умно обращающегося со смыслами. «…жил был царь и было у него три сына. Один был так, другой был сяк, а третий вовсе был… Иван». Мы все помним, как звучит эта фраза в оригинальной версии сказки: «ну, а третий был дурак». Умышленная замена обидного прозвища «дурак» на имя героя очень к месту в театральной аудитории совсем ещё малого зрителя, дети же не задумываются над психологически-философским смыслом слова «дурак», применяемого в контексте сказок и мифологем. А вот от соблазна обычного бытового обзывательства маленькие зрители здесь защищены. Сказочница Гернет, а вместе с ней и режиссёр Антонина Добролюбова, пересказывают русскую народную сказку Царевна-Лягушка, как комедию. Весёлую и добрую со скоморошьим привкусом. Весёлая «скоморошинка» проявляется с первой же сцены, когда на подворье собираются деревенские, судя по одежде, жители и начинают сказывать друг другу историю про царя и его трёх сыновей. К слову, в этой сцене нет ни одной куклы, только актёрский состав. А в театре кукол ли мы? В нём самом – театре, где привычно видеть кукол, а актёры у них, вроде как, и на подхвате. В этой же постановке всё перемешалось – все актёры, задействованные в спектакле, выступают и как кукловоды, и просто как актеры. Люди здесь ведут свои собственные, отдельные от кукол партии. Постановка смотрится очень синтетически – эдакое смешение, почти, театра юного зрителя и театра кукол. А так вполне привычный сюжет, где Ваня, пустив стрелу в болото, заполучает себе в невесты лягушку, которая оказывается-таки заколдованной царевной. Но, не зная этого, он стесняется своей, как ему кажется, неказистой невесты, а узнав, что она царевна-красавица, сжигает её лягушачью кожу, решив так одним махом избавиться от всех напастей и проблем. Ан нет, не выходит. Коль ты герой – то будь милостив, по издревле принятой в мире традиции – соверши подвиг. Что и приходится сделать Ивану, отправившись за тридевять земель в Кощеево царство. Сценография спектакля проста и элегантна. Нет никакого перегруза. Весь акцент идёт на людей и кукол. На сцене три овальных подиума, на которых и разворачиваются все основные кукольные действа: то царскими палатами обернутся подиумные площадки, то домиком Ивановым, то Кощеевым царством. Интерактивный задник дорисовывает «интерьер» сюжетов. Удивительно красивое в спектакле музыкальное сопровождение. Нет никаких «детских» упрощённых мелодий. Режиссёр решает музыкальный фон через красивые, разнообразные, в том числе фольклорные композиции. Воистину сказочно смотрятся ночные сцены, в которых Марья-царевна, она же Лягушка-царевна, с помощью волшебства исполняет царёвы заказы. Здесь отлично работают цветовые и световые решения, создающие на сцене завораживающую обстановку доброй сказочной магии. Стоит отметить, что столь простая сценография ни в коей мере не упрощает спектакль, напротив, она недвусмысленно заявляет о режиссёрском умении создать настоящую динамичную сказку малыми средствами, сделав ставку на актёрскую игру. И действительно, в этой постановке особо видно, сколь замечательно играют актёры Приморского театра кукол. Герои в сказке-спектакле характерные. Чего только стоит эмоциональная Баба Яга, мечтающая о молодости и красоте, да скандальные невесты братьев Ивановых. Ещё раз стоит отметить, что постановка хороша выбором темы, тем, что режиссёр Антонина Добролюбова предложила Приморскому театру кукол поставить «Царевну-Лягушку» именно в версии Нины Гернет, и театр, кто б сомневался, историю эту принял. Здесь произошло точное попадание – весело, заразительно, динамично и умно по смыслу, ну что скажешь – сделано всё в лучших традициях народного скоморошьего искусства. Эта постановка, безусловно, интересна, как для деток всех возрастов, так и для взрослой аудитории. А как порадовал спектакль своей концовкой. Понятно, что Марью-царевну Иван освободил, и всё благополучно закончилось свадьбой. Но, вот то, что своё личное счастье нашла и Баба Яга, оказалось приятной, ещё больше поднявшей настроение неожиданностью. Составила она пару с Кошей, так похорошевшая «бабуля», явившаяся в гости поздравить молодых, назвала своего суженого, ставшего добрым, Кощея Бессмертного. И все они пировали за общим столом в дружбе и согласии. Что можно сказать ещё о новом спектакле Приморского театра кукол «Царевна-Лягушка» – спектакль удался и хочется ему пожелать долгой и счастливой жизни. И ещё. К сожалению, актёров Театра кукол мало кто знает по именам, исправим эту несправедливость, играют они действительно замечательно! Итак, актёры, исполнившие роли в спектакле «Царевна-Лягушка»: Виктория Орешкина, Вадим Копа, Анна Лещенко, Василий Косенок, Алексей Белов, Алексей Авдеев, Виктория Яскина, Екатерина Юркина, Денис Шамрин, Оксана Иванова. Рецензент Ирина Павленко, культурный обозреватель. Окончила Владивостокское художественное училище по специальности «Художественное оформление». Освящает культурные мероприятия Дальневосточного региона. Публикации на информационном портале DEITA.RU, в журналах «Дальневосточный капитал», «Русский мир». Отмечена Благодарностью Приморской краевой филармонии за помощь и поддержку в освещении филармонической деятельности и популяризацию классической музыки в концертном сезоне 2017-2018.