Прошлое и будущее "Грани" на большой сцене новокуйбышевского Дома культуры
В первый раз На самом деле "Грань" работает уже 51-й сезон. Театр собирался выпустить юбилейный спектакль ровно год назад, но отложил премьеру из-за пандемии. В итоге поводов только прибавилось - 12 ноября 2021-го исполнилось 85 лет со дня рождения основательницы театра Эльвиры Дульщиковой и 10 лет, как Денис Бокурадзе руководит "Гранью". И задуманный совместный проект с театром оперы и балета наконец реализовался. Многое в этот вечер было впервые. В первый раз театр показывал премьеру на большой сцене, сотрудничал с Самарской оперой и выступал под живую музыку. В исполнении камерного оркестра театра оперы и балета прозвучали сочинения композитора и актера "Грани" Арсения Плаксина - музыка из спектаклей и новые произведения. Плаксин тоже впервые работает с живым оркестром. - До этого в наших спектаклях звучали записанные дома или в студии фрагменты. А тут потребовались уже полноценные произведения, партитуры для оркестра, - отметил композитор. - Даже я не узнал некоторые вещи из своих спектаклей, - признался Денис Бокурадзе. Он выступил автором идеи и постановщиком юбилейного вечера. Режиссером стал Виктор Трегубов. "Театр как грань города" не войдет в постоянный репертуар, в том числе по техническим причинам. Впервые на большой сцене театрально-концертного комплекса "Дворец культуры" использовались мультимедийные экраны, предоставленные компанией Total Production. Создатели, правда, все же надеются, что еще выдастся случай повторить программу. - Я давно являюсь поклонником режиссерского таланта Дениса Бокурадзе и очень рад поработать с ним, - говорит художественный руководитель и главный дирижер Самарского театра оперы и балета Евгений Хохлов. - Этот спектакль - эксперимент. И я бы очень хотел, чтобы он был еще раз показан у нас в театре или где-то еще. Приятно сидеть на сцене и видеть близко талантливых актеров. Это совсем другой исполнительский градус по сравнению с тем, когда мы сидим в яме. Мне кажется, иногда музыканты просто боялись дышать. Юбилей в прямом эфире "Самарское областное вещательное агентство" выступило партнером мероприятия - прямая трансляция шла во всех соцсетях холдинга. Телеканал "Губерния" выпустит телеверсию программы, для нее использовали больше камер, чем для онлайна. Главный редактор телевидения медиахолдинга "СОВА" и телеканала "Губерния" Александр Кобыльсков назвал театр-студию "Грань" настоящим прорывом: - Транслировать юбилейную постановку - это подарок для нас. Я сам очень люблю онлайн-трансляции и все время пользуюсь возможностью их смотреть. Сотрудничая с министерством культуры, мы стараемся знакомить зрителей с творчеством театров Самарской области, но "Грань" - что-то невероятное. Это такой феномен, который из любительского коллектива превратился в театр, в который приезжают из столиц. Дайджест без скидок Юбилейная программа началась с "Театра теней Офелии" - спектакля-посвящения основательнице "Грани" Эльвире Дульщиковой. Сначала казалось, что в обрамлении рассказа про театр в одном маленьком старом городе выйдут легкие фрагменты для создания праздничного настроения, как один из фарсов "Корабля дураков" или отрывок из "Тани-Тани". Но в двухчасовую программу вошли "увертюры с оркестром" (названные так в программке) почти из всех спектаклей за последние 10 лет. В их числе - кульминационные сцены таких антиразвлекательных постановок, как "Король Лир" или недавняя "Мария Стюарт". Как всегда, труппа "Грани" показывала чудеса перевоплощения, в этом случае порой в прямо противоположные по настроению образы. Так, Юлия Бокурадзе сыграла одну из лучших и одну из самых непростых своих ролей за последние годы - Шута из "Короля Лира", похожего на русского юродивого. Кстати, это единственный спектакль, частично представленный на вечере видеофрагментом: Шут обращался к Лиру (Даниилу Богомолову) на экране. Кто давно не видел старых спектаклей "Грани", смог познакомиться с новыми составами или просто вспомнить о первых годах новой эпохи в жизни театра. Зину в "Тане-Тане", например, теперь играет (и судя по представленному отрывку, очень точно) Евгения Аржаева. В фарсе "Новобрачный, который не сумел угодить молодой супруге" вместо Алины Костюк на сцену выходит Екатерина Кажаева. Вошел в программу и финал из "Фрекен Жюли", сейчас не идущей в театре. На обрамивших сцену экранах показывали анимированную картину Босха ("Корабль дураков"), или зал сегодняшней "Грани" ("Театр теней Офелии"), фотопроект "В городе N", снятый Дмитрием Недыхаловым, или логотип "Поволжских сезонов Александра Васильева", сотрудничество с которыми началось еще при Эльвире Дульщиковой. Фрагменты из спектаклей не всегда выступали в том же контексте, в каком мы их видели раньше. Особенно это было заметно в финале, когда монолог Сони из "Дяди Вани" - совсем не оптимистичная последняя сцена из "Дракона" - прозвучал как кульминация юбилейного вечера, совсем с другим настроением. Юлия Бокурадзе говорила о "небе в алмазах", пока на экранах показывали визуализацию интерьеров нового здания "Грани" - малый зал на 88 мест, универсальный зал на 200 мест. После серьезной и "нагруженной" второй половины программы, в которой на сцене то и дело мелькал образ смерти из "Театра мудрого дурачины", вечер завершился радостной нотой, нарисовавшей перспективу развития. Любовь и театр победили смерть. Губернатор Дмитрий Азаров пришел на спектакль вместе с семьей. Он рассказал, что при строительстве нового здания будут учтены все пожелания худрука: - Принципиально важно, чтобы мы проектировали театр таким, каким его видит Денис Бокурадзе. Если уж мы восхищаемся театральным искусством, то и в этом нужно довериться художественному руководителю. Думаю, что в следующем году будет завершено проектирование, и мы приступим к строительству театра "Грань". Тем более что идея поддержана не только мной, на уровне министерства культуры, но и благотворителями, готовыми оказать помощь со своей стороны. Вспомнить все История "Грани" началась в 1970 году, когда вместе с мужем-военным приехала в Новокуйбышевск Эльвира Дульщикова. Рассказывают, что сначала она не любила этот город, но взялась руководить драмкружком в местном ДК и так и не смогла уехать. За 40 лет поставила здесь 60 спектаклей для детей и взрослых. Репетиции любила больше премьер. В 1980 году отвоевала для театра хореографический класс - тот самый зал, в который и сейчас приходят зрители "Грани". Первый спектакль в этом пространстве - "Маленький принц" - шел на полу, засыпанном песком. Тогда же появилось название театра. Об этом и многом другом можно прочитать в объемном буклете, изданном к юбилею. Он посвящен прошлому и настоящему "Грани". - Мы долго думали, каким должен быть этот буклет, и решили сделать его в формате журнала, - говорит помощник художественного руководителя театра Татьяна Богомолова. - Может быть, позже сможем выпускать его регулярно. Первая часть издания посвящена эпохе Эльвиры Дульщиковой. Здесь интервью с первыми студийцами, архивные фотографии, воспоминания. Во вторую вошли рецензии на спектакли "Грани" за последние 10 лет - по одной на каждый, в их числе две статьи из нашей газеты - про премьеры "Дракона" и "Тани-Тани". Здесь же напечатаны проекты театра, созданные вместе с самарскими фотохудожниками. В конце буклета - материалы о фестивалях, которые проводил театр "Грань" и в которых участвовал, и хронограф с основными вехами жизни театра.