«Искусство трансформирует человека и его отношение к природе»: искусствовед Дарья Болдырева о фестивале «Экотопия»
Новый фестиваль объединит театр, искусство и экологию. В рамках мероприятия пройдет лаборатория, где участники при помощи инструментов театра, танца и перформанса создадут работы, рефлексирующие на тему отношений человека и природы. Мы поговорили о театральном фестивале и экологическом искусстве с консультантом фестиваля, искусствоведом, куратором образовательных программ Государственного Эрмитажа и Музея «Garage», автором телеграм-канала Plants’ curator Дарье Болдыревой.
Э: Здравствуйте, Дарья. Какая главная идея фестиваля Экотопия, какова ваша роль в этом мероприятии?
ДБ: Экотопия — это экспериментальный театральный фестиваль, задуманный отчасти в формате лаборатории, в которой современные режиссеры и драматурги попытаются проработать идеи, связанные со злободневной экологической повесткой. Результатом лаборатории должны стать новые театральные работы, которые будут показаны наравне с некоторыми уже существующими хорошими примерами. Я, скорее, присутствую в фестивале как приглашенный специалист и консультант, который при этом не произрастает из театральной среды. Мне кажется, авторы фестиваля, пригласившие меня, заинтересованы во взгляде со стороны, во взгляде человека, не погруженного в специфику театра, но при этом находящегося в поле исследуемой темы.
Э: Почему темой фестиваля стала экология? Насколько вообще популярна в театре эта тема?
ДБ: Целью фестиваля является актуализация эко-тематики в русском театре, которая вообще-то пока практически никак не затронута. Вы не представляете, какой бум происходит в Европе, Северной и Латинской Америке на этой ниве в театрально-перформативной сфере: пишутся художественные, документально-натуралистические, популярно-научные, философские тексты о природе, экологии, антропоцене в гигантском количестве, и поэтому процветают эко-драматургия и как следствие — эко-сценография. Также создаются институциональные проекты ориентированные на устойчивое развитие. Яркий пример этого — Национальный театр Великобритании в Лондоне и его программа зеленого развития. Формируются активистские театральные эко-ассоциации, способствующие обмену костюмов, декораций и материалов между театрами и независимыми площадками. В общем, в этом направлении делается много всего, но пока не у нас. Экотопия — это попытка начать работать со всеми этими вопросами.
Э: Как фестиваль Экотопия и работы художников могут изменить наше отношение к природе?
ДБ: Тут важно понять базовый механизм влияния искусства на людей. Художники посредством визуальной, аудиальной, иногда тактильной составляющей своих произведений способны воздействовать на чувства и эмоции людей. Театр, как синкретический вид искусства, способен еще и погружать людей в совсем другие жизненные ситуации, способен вызывать очень сильные переживания. То есть, искусство и театр, обладающие большой силой влияния, могут донести какие-то важные смыслы о природе, о необходимости заботы о ней и планете, более доступным для человека путём — не через непонятные цифры, инфографики, статистику, отчеты и сложные научные термины, а через эмоциональную сферу. СМИ, если и рассказывают об экологических проблемах, то в формате лавины тревожных новостей или в формате недоступном для реального понимания и ощущения. Искусство же работает на более глубинном индивидуальном уровне — его магия в том, что оно может трансформировать человека и его отношение к природе в частности.
Э: За какими художниками и направлениями в искусстве, связанными с экологией вы следите? Кого рекомендуете посмотреть?
ДБ: Я очень много слежу за таким направлением, как art&science, это когда художник работает вместе с учёным или с целой лабораторией над своим проектом. Очень часто эти проекты касаются всех возможных экологических тем – от глобального потепления и повышения уровня Мирового океана до сложных симбиотических связей между грибами и растениями. Вообще, я не раз встречалась в интервью с разными учёными, как работа с художниками или идея из научно-фантастической книги помогала им в некотором роде выйти за рамки очень строгих академических протоколов и взглянуть на изучаемые проблемы с другого, нового ракурса. Поэтому, я считаю, что это направление в искусстве достойно большого внимания. Я бы рекомендовала следить за международным фестивалем Ars Electronica в Линце (Австрия), где каждый год проходит смотр и презентация прорывных и интересных проектов в области art&science. Можно просто следить за фестивалем и узнать о совершенно потрясающих художниках на любой вкус.
Э: Как вы пришли в искусство и почему заинтересовались экологией? О чем вы рассказываете в вашем телеграмм-блоге plants’ curator?
ДБ: Мое основное образование — искусствоведческое, я уже много лет веду исследование о том, какое место в человеческой культуре, например, занимает изображение растений; как с точки зрения антропологии человек взаимодействовал с растительным миром; какие ритуалы, мифологии, медицину он изобретал; как современное искусство использует растения, какие смыслы хочет донести до зрителя. Мой интерес к экологии возник именно благодаря растительному миру. Когда изучаешь ботанику, постепенно начинает вырисовываться сложная цепочка взаимосвязей между нами и растениями, воздухом, водой, почвой, насекомыми, птицами. А экология — это и есть наука, изучающая эти сложные взаимосвязи и динамику процессов взаимодействия. Удивительно, но от микроуровня жизни одного растения можно добраться до макроуровня жизни всей планеты. Об этом как раз речь и идёт в моём блоге.
Э: Спасибо большое за беседу. С нетерпением будем ожидать начала фестиваля Экотопия и показа работ участников.
***
Театральный фестиваль Экотопия пройдет 26-28 ноября на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге