Эльдар Алиев: «Несут драматургическую нагрузку, потому и трогают зрителя»
12 и 13 ноября на Приморской сцене Мариинского театра состоится премьера сразу двух одноактных балетов выдающихся хореографов XX века: «Юноша и смерть» в хореографии Ролана Пети на музыку Иоганна Себастьяна Баха и «Федра» датского хореографа Флеминга Флиндта на музыку известного американского композитора Филипа Гласса. Обе премьеры объединены в одну программу – «Вечер современной европейской хореографии». По словам художественного руководителя балетной труппы заслуженного деятеля искусств России Эльдара Алиева, выбор этих постановок не случаен.
Балет «Юноша и смерть» был поставлен Роланом Пети на либретто драматурга Жана Кокто в 1946 году в Париже, а теперь, спустя 75 лет, его увидит приморский зритель. Постановкой балета на Приморской сцене занимает репетитор Мариинского театра Максим Хребтов, для этого он прилетел во Владивосток. При этом постановочный процесс находится под контролем Луиджи Бонино, многолетнего помощника Ролана Пети. Учитывая современные реалии, связанные с пандемией, Луиджи подключился к репетициям по Зуму. Ранее он совместно с Максимом Хребтовым уже работал с исполнителями этого балета в Мариинском театре в Петербурге. Художником по костюмам выступила американская художница Барбара Каринска.
Эльдар Алиев: «Я не видел работу 1946 года, но могу сказать, что к хореографии Ролана Пети имеется очень бережное отношение, и прежде всего представителями его фонда. Спектакль изначально ставился специально для жены Ролана Пети – Зизи Жанмер. Конечно же, как и любой спектакль, этот балет живет своей жизнью, поэтому различные исполнительские интерпретации – часть жизни спектакля».
12 и 13 ноября на Приморской сцене Мариинского театра приморский зритель также увидит одноактный балет «Федра» в хореографии Флеминга Флиндта, впервые поставленный в США в 1986 году.
Эльдар Алиев: «В конце 80-х судьба свела меня с великим мастером хореографии Флемингом Флиндтом. В то время мы одновременно находились в Буэнос-Айресе и осуществляли постановки своих балетов, работая с труппой Национального балета Аргентины. Флеминг показал видеозапись «Федры», которая меня очень заинтересовала, и уже в скором времени я пригласил его в Индианаполис для осуществления постановки этого балета в труппе, которой я в то время руководил».
Постановка прошла с большим успехом. Через некоторое время Флеминг Флиндт ушел из жизни, и эта работа больше нигде не ставилась.
Эльдар Алиев: «Эта одна из тех работ большого мастера, которая не нашла достойного места в сокровищнице его произведений, что, на мой взгляд, несправедливо. Считаю, что этот балет интересный, работа красивая, спектакль очень театральный, интересно решенный, музыкальный, хорошо выстроенный драматургически, поэтому я и посчитал, что эту несправедливость нужно исправить».
Таким образом, спустя 35 лет после первой постановки балета «Федра» в США состоится его премьера в России. Приморские зрители увидят уникальную постановку первыми.
Костюмы к балету «Федра» делаются новые. Художником по костюмам выступает Петр Окунев. Он использует оригинальную идею Бени Монтероса. Весь балет решен в трех цветах: красном, белом и черном. В этой лаконичности и состоит основная идея художественного оформления спектакля.
По словам художественного руководителя балетной труппы, изначально существовала идея по стратегии построения репертуара Приморской сцены Мариинского театра, предполагающая формирование своего «премьерного» репертуара.
Эльдар Алиев: «Известно, что Мариинский театр – это альма-матер спектаклей классического наследия, поэтому приоритетом при создании репертуара Приморской сцены Мариинки являлось в первую очередь представление именно балетов классического наследия, что и было сделано на этапе становления молодой труппы. Наряду с переносами балетов с основной сцены на нашей сцене создавались новые постановки и редакции балетов классического наследия, относящиеся к сокровищнице классики».
Репертуар Мариинского театра, по словам художественного руководителя балетной труппы, имеет форму пирамиды, в которой базой является классика, средней частью – зарекомендовавшие себя неоклассические и современные работы, проверенные временем, а верхушкой – эксперименты. Он также обращает внимание на то, что сама пирамида в случае неудачи экспериментальной работы не пострадает.
Эльдар Алиев: «На данном этапе развития Приморской сцены балетную классику мы уже представляем в полном объеме, за исключением нескольких названий («Раймонда», «Коппелия», «Тщетная предосторожность»), которые стоят в плане будущих постановок. Средняя часть репертуарной пирамиды наряду с балетами Баланчина, например, как раз и отведена под такие названия, как «Федра» и «Юноша и смерть». Многие из работ хореографов этих произведений Флеминга Флиндта и Роланда Пети по достоинству оценены публикой и по праву считаются классикой ХХ века. «Федра» и «Юноша и смерть» – два трагедийных балета: они несут драматургическую нагрузку, а потому и трогают зрителя. Я думаю, что представлять современный спектр нашего репертуара нужно очень осторожно, начинать нужно с проверенных временем и уже зарекомендовавших себя работ. Мы много говорили об этом с Валерием Абисаловичем Гергиевым. Наряду с переносами работ из Мариинского театра Приморская сцена должна иметь свое развитие и, являясь одной из сценических площадок Мариинского театра, должна жить своей жизнью, а значит, и создавать свои спектакли. При этом, разумеется, необходимо соблюдать все традиции Мариинского театра и следовать духу Мариинского театра, который очень и очень важен».