"Драматургия через театр держит зеркало перед обществом"
Всероссийский открытый проект "Цех драматургов" реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в области "Проекты по выявлению и поддержке молодых талантов в области культуры, искусства и креативных индустрий". На странице "Цеха драматургов" на сайте фонда указано, что на проведение конкурса выделено 16 миллионов рублей. Проект осуществляется "Городским обществом искусства и литературы" в партнерстве с Российским институтом Театрального Искусства ГИТИС, Театральным институтом им. Б.Щукина, телеканалом НТВ, кинокомпаниями "АМЕДИА", "Каро Продакшн", "АВРОРАФИЛЬМ" и другими. Задачами проекта является поиск и обучение молодых, талантливых авторов пьес и киносценариев для профессиональной работы с большими репертуарными театрами и киностудиями. С 1 ноября стартовал конкурс заявок на участие в очном и заочном семинарах по драме и кинодраме. Пресс-конференция в ТАСС была посвящена подробному описанию этапов проекта и его перспектив. Кроме того, ее участники, авторы идеи и их партнеры, поделились своими мнениями о своевременности конкурса и своих ожиданиях. Координатор проекта Людмила Цишковская сообщила, что заявки будут приниматься до 15 декабря 2021 года. Их могут прислать авторы – граждане Российской Федерации не старше 40 лет. Приветствуется участие авторов из регионов. На конкурс предоставляются оригинальные пьесы и сценарии (не инсценировки), написанные на русском языке, нигде до этого не ставившиеся и не экранизированные. Один участник вправе подать один текст. Также в качестве конкурсных материалов рассматриваются заявки на написание пьесы или сценария, представляющие собой краткое содержание с развитием сюжета и описанием героев и даже идеи пьес и сценариев с развернутым описанием. Поступившие на конкурс заявки будут отданы ридерам, а затем с наиболее перспективные тексты будет рассматривать жюри. 25 января объявят имена 15 драматургов и киносценаристов. И с ними начнется работа под эгидой проекта. Эти авторы пройдут бесплатное обучение на очных и заочных семинарах, которые будут вести драматурги и сценаристы Ольга Михайлова, Александр Железцов и Елена Исаева. Также участников ждут мастер-классы со звездами театра и кино. На сегодня предполагается, что часть участников будут жителями Москвы и Московской области и смогут пройти очное обучение. Ученики, которые представят регионы будут заниматься онлайн. Семинары начнутся 1 февраля и продолжатся до августа 2022 года. Лучшие пьесы и сценарии будут показаны на мини-фестивале в сентябре 2022 года в виде театрализованных читок. Пять лучших авторов по результатам конкурса получат гранты в размере миллиона рублей. Драматурги смогут потратить эти средства на постановку спектакля в московских или региональных театрах, а сценаристы – на создание тизера/презентации киносценария. - Драматург – бесценный бриллиант, который нужно не просто найти, но и огранить – то есть научить, - отметила Людмила Цишковская. – Наша команда давно занимается молодой драматургией: молодых драматургов и молодых режиссеров мы "соединяем" друг с другом, подводим их к сотрудничеству. Сейчас мы с драматургами Ольгой Михайловой и Еленой Исаевой пришли к выводу, что нужен механизм поиска талантливых драматургов, чтобы их правильно сориентировать и довести процесс обучения до логического конца. В нашем проекте драматург напишет пьесу, затем мы его сведем с режиссерами, постановочной группой, с артистами, то есть включим его в театральную среду и творческий процесс. После этого драматург станет уже не новичком, а автором, о котором все услышали. Наш проект поможет проявиться талантам. В обосновании проекта "Цех драматургов" говорится: "И современная драматургия в театре, и сценарный материал в кино должны стать одними из главных факторов продолжения традиций великой русской литературы. Проект нацелен, прежде всего, на формирование у молодых авторов навыков владения всем богатством русского языка, на развитие образного мышления, которым всегда так славилась русская литература. Новая драматургия, при всех позитивных процессах, пришедших с ней в современный театр, привнесла и некоторое обеднение русского языка, связанное с тем, что, зародившись в подвалах, современная драматургия не смогла эстетически преодолеть комплекс андеграундного мышления, ориентируясь на "бедный театр" и нишевые социальные темы". Исходя из этого, проект намерен решать не только практические задачи – выявления и поддержки молодых и талантливых драматургов и сценаристов со всей страны, повышения их профессиональной компетентности, налаживания для них сети профессиональных контактов, выхода на широкую зрительскую аудиторию и пр. – но и мегазадачу развития в современном мире традиций русской драматургической и сценарной школы. Об этой сверхзадаче много говорилось на пресс-конференции. Ольга Михайлова рассказала, что название "Цех драматургов" придумано по аналогии с цехами, существующими в каждом театре. По ее мнению, на протяжении последних лет 30, к сожалению, "цех драматургов" едва ли не наиболее уязвим среди них. В советское время была налажена четкая система прохождения пьес от письменного стола драматурга до театральных подмостков. Сегодня, к сожалению, она "развалилась". Талантливых драматургов много, но далеко не у каждого из них есть шанс дойти до театра со своей пьесой. Особенно у авторов из регионов. Михайлова назвала имя хорошего алтайского драматурга Сергея Решетнева как пример того, что русская провинция не оскудела талантами. К сожалению, данный конкурс предназначен только для авторов младше 40 лет. Меж тем помощь в "продвижении" нужна и авторам постарше, и руководители цеха драматургов надеются, что впереди проекты без возрастных ограничений. Помочь авторам с тем, чтобы их сочинения превратились в театральные постановки, - одна из задач "Цеха драматургов". Но Ольга Михайлова видит и второе, не менее важное предназначение конкурса и проекта в целом. - Рядом с нами подрастают режиссеры, которые понимают, что предназначение театра – идти за драматургией, так было всегда исторически. Сегодня театр находится в поисках нового языка! – сказала драматург. На ее взгляд, нынешняя ситуация похожа на рубеж XIX-XX столетий, когда новая драма возникла из нового театрального языка. Чехов казался "нудным" автором, у которого герои только сидят и разговаривают, но Станиславский прочитал эти пьесы – и произошла реформа театра. В то время все "игровые" пьесы, вроде "Стакана воды" Эжена Скриба, перестали быть интересными, хотя и написаны были сравнительно недавно. Актуальной стала "новая драматургия" Ибсена, Метерлинка и, разумеется, Чехова. - Драматургия – индикатор времени, через драматургию легче всего обнаружить, что происходит в обществе в глобальных масштабах, - считает Ольга Михайлова. - Не отдельные недостатки, не частные отношения между людьми – а глобальные проблемы. Драматургия показывает, что будет впереди. И это не просто частная художественная история – именно драматургия через театр держит зеркало перед обществом. Современная драматургия обнаруживает другой конфликт, другую ситуацию. Эта драматургия должна быть обязательно прочитана театром. Михайлова указала на проблему сегодняшнего дня: люди с неохотой стали ходить в театр, кроме тех, кто по профессии обязан это делать. По ее мнению – это оттого, что в театре не показывают чего-то нового, способного потрясти душу и дать катарсиса, и проблема в отсутствии драматургии, отражающей современные реалии разом объективно и художественно. Та же самая беда и в кино. Только там еще положение дел осложняется тем, что торжествует "отбор текстов облегченного типа", как выразилась Михайлова. Кто-то решил, что зритель хочет кино "полегче". Руководители "Цеха драматургов" с этим не согласны. Они верят: у российского кино и театра замечательный зритель, который ждет серьезных и глубоких работ. Но если такие тексты появятся, будут нужны и режиссеры, способные говорить на том же языке. Помочь новым одаренным драматургам и режиссерам найти друг друга – еще одна задача "Цеха драматургов". "Наше начинание не драматургическое, оно общетеатральное" , - уверена Ольга Михайлова. Евгений Князев на правах партнера проекта поделился надеждами и упованиями, которые возлагают представители театрального сообщества на работу "Цеха драматургов": - Мы стали партнерами Цеха драматургов, потому что нам это интересно. Я надеюсь, что придет новый драматург, такой же, как те, кто написал пьесы, которые идут в театрах десятилетиями – как "Варшавская мелодия", например. Надеюсь, что придет человек, который даст театру современного героя, чтобы зрителю было интересно смотреть. Я вижу возникновение творческих тандемов режиссер-автор. Режиссеры, которые есть у нас в институте, с удовольствием ознакомятся с пьесами "Цеха драматургов", и, может быть, сложится дуэт, чтобы вместе идти по жизни. Желаю удачи этому проекту, он мне очень нравится. Евгений Князев упомянул и о том, что два года назад в Театральном институте им. Щукина открыта магистерская программа для драматургов. Таким образом театральный вуз намерен преодолеть дефицит современных, актуальных и вместе с тем художественно совершенных пьес. Евгений Князев выразил некоторый скепсис в отношении модного нынче направления вербатим (напомним, спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами), потому что оно злоупотребляет изображением будней маргинальной прослойки, к которой никак нельзя сводить все наше общество. Такая же драматургическая магистратура существует уже два года и в ГИТИСе, рассказал Григорий Заславский. В обе магистратуры пока набрано по пять человек. - У нас итоговой работой была инсценировка, - сообщил Григорий Заславский. - Одна из наших выпускниц, девушка из Колумбии, написала талантливую пьесу. Очень надеюсь, что ее работа дойдет до сцены. Цель магистратуры – как и Цеха драматургов – чтобы каждое талантливое произведение было поставлено в театре. Драматург рождается только в театре. До постановки о рождении пьесы и нового автора говорить не приходится. Как председатель жюри конкурса "Цеха драматургов", Григорий Заславский видит большое значение этого проекта для молодежи: - Ощущение отсутствия новых авторов, которое пытаются заменить вербатимными проектами, дает людям возможность подумать, что драматургией может заниматься каждый. Это не так, драматург – это особый склад мышления и особый талант. Недаром многие великие писатели не способны были писать пьесы. Новый театр действительно рождается тогда, когда появляется новая драматургия. Но, помимо таланта, это еще и ремесло. Пьесы, которые идут на сцене не одно столетие, следуют нехитрому правилу: завязка, кульминация, развязка. Нам важно, чтобы пьесы были написаны профессионально, чтобы их можно было поставить, сыграть. Григорий Заславский также выразил готовность предлагать работы учащихся "Цеха драматургов" режиссерам-студентам ГИТИСа, чтобы они со студентами-артистами превратили их в спектакли. - Сегодня очень большой спектр тем требует высказывания. Надеемся, что наши ребята будут именно теми, кто осмыслит их для большой сцены, - выразила общее мнение Елена Исаева. – Часто говорят, что современная драматургия хороша для подвалов. Это не так. Наши ребята будут писать для больших сцен и крупных театральных коллективов. Мы своих ребят никогда не бросаем. Если текст очень хороший, мы его обязательно показываем, пытаемся его "продвинуть", где можем. Елена Исаева рассказала о новом направлении в драматургии: сотрудничестве с музеями, которые сегодня создают "интерактив" в виде исторических постановок. По словам Исаевой, один из грантов до этого получил конкурс пьес, посвященных войне 1812 года, организованный совместно с Бородинской панорамой. Участники написали три прекрасных пьесы, которые сейчас идут внутри экспозиции музея для его посетителей, но вполне достойны и театральной сцены. Другой опыт успешного сотрудничества был с Музеем современной истории (бывший Музей Революции): минувшей весной в нем состоялся фестиваль современных пьес молодых авторов о войне. Постановки вызвали живой интерес у зрителей, которые оставались на обсуждение после каждого показа. Член жюри конкурса Наталья Клибанова с позиции руководителя кинокомпании подтвердила, что всем создателям кино- и телевизуального контента остро не хватает хорошо подготовленных сценаристов и профессионально рассказанных историй. По ее словам, спрос на мастеров сценарного дела превышает предложение. - Мы ищем авторов, которые могут на сегодняшнем языке профессионально рассказать историю. Я едва ли не больше всех коллег заинтересована найти этих талантливых ребят, чтобы создавать контент, который будет понятен и интересен нашему телезрителю, - сказала Наталья Клибанова. В заключение на пресс-конференции прозвучало обещание освещать ход конкурса, все его результаты и успехи. Для потенциальных участников: вся информация о конкурсе размещена на сайте .