Войти в почту

Пеж-гаги "Яг-Морта" из Сыктывкара

Балет-легенда "Яг-Морт", написанный Яковом Сергеевичем Перепелицей в 1961 году к 40-летию Коми АССР и ставший символом национального искусства, предстал обновленным на апрельской премьере этого года в Сыктывкаре. Хореографом-постановщиком нового спектакля выступил Александр Рюнтю, сценографом и художником по костюмам - Юрий Самодуров. Сюжетная линия с использованием народного эпоса Коми основана на либретто Геннадия Тренева в редакции Екатерины Ширяевой. Яг-Морт обозначает "лесной человек" - персонаж, родившийся из верований народа, живущего в суровых условиях лесного севера. Народная фантазия людей, привыкших к опасностям и трудностям выживания, издавна одухотворяла природу, наделяла необьяснимое человеческими качествами, переплавляя свои страхи и незнания в фантасмагорию легенд и сказок. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Гости с Севера привезли фестивальной публике балет-самоидентификацию. За два действия спектакль рассказал о народных промыслах края Коми, о праздниках и обрядах, о великолепии природных богатств. Совокупность хореографии с колоритом национальных костюмов, с мерцанием натуральных мехов и также использованием видеомэппинга, осуществлённого XO Studio, обеспечили яркость эффектному восприятию балетной постановки. На видеозаставке спектакля зрителям были показаны Столбы Выветривания на плато Мань-Пупу-Нёр, объекты культового поклонения коренных народностей. Этот геологический памятник - победитель конкурса "Семь чудес России" от Республики Коми. Идея сказочно-фантазийного повествования - взаимодействие человека и окружающей среды, которая олицетворена в разного рода духах. Всевозможные пеж-гаги (лесная нечисть), лесные духи, ожившие деревья, живые пни, лесная колдунья Ёма и сам красавец дух леса Яг-Морт в подобающих костюмах красовались во втором акте. Вспомнились известные классические балеты, показавшиеся пресными и заезженными, так свежо и оригинально выглядело происходящее на сцене. Первый акт был не менее запоминающимся. Картины из жизни народности Коми, промышляющей охотой, рыболовством, оленеводством воспринимались чуть-чуть, как номера из репертуара ансамбля народного танца Игоря Моисеева. Было с чем сравнить. Очень украсил действие момент выступления воспитанников Детской студии классического балета при сыктывкарском Театре. Комичный и действительно веселый номер с вениками, еще лучше "прозвучавший" из-за разнобоя в неточном выполнении фигур, получил заслуженные аплодисменты. А летящие нарты, запряжённые девушками-оленями, и вовсе вызвали восторг публики, особенно, если "тройкам" удавалось синхронно выбрасывать ножки, которые подчеркивали залихватский ритм музыкального сопровождения. Музыка балета красива, разнообразно ритмична, с выразительной мелодикой лирических фрагментов. Думается, что в первую очередь благодаря ей балет держится в репертуаре театра много десятилетий и вновь обновляется. Композитор Яков Перепелица сохранил традиции классических партитур, сложившихся формул оркестровки музыкального материала, но с большим вкусом ввел национальный фольклор в тематическую ткань. Автор написал партию хора, которому хореограф выстроил мизансцены с балетом во время праздника в деревне, а художник одел хористов в нарядные костюмы. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Как часто бывает, отрицательные персонажи в спектакле были очень характерными и выразительными. Роман Миронов, Заслуженный работник РК, лауреат премии Правительства Коми неизменно притягивал внимание. Весь комплекс мастерства и внешности артиста - пластика, владение телом, мимика, подчеркнутая макияжем, высокий рост и стать - работали на образ его героя. Подружка Яг-Морта колдунья Ёма, воплощённая Натальей Супрун, Заслуженной артисткой РФ, Народной артисткой РК, не уступала своему предводителю по убедительности образа, точно реагируя на музыкальный размер и ритмические акценты. Интересное впечатление произвел коллективный танец лесных духов и болотной нечисти, а именно, простой, но завораживающий чем-то хореографический рисунок движений артистов, размахивающих руками с сундуками сокровищ. По повелению Яг-Морта страшилки пеж-гаги несут к ногам деревенской девушки Райды (Анастасия Лебедик) знаки любви мифического героя к его возлюбленной в человеческом облике. Именно она в финале спектакля спасёт духа леса Яг-Морта от руки её любимого парня охотника Тугана (лауреат премии Правительства РК Ринат Бикмухаметов). После лесного пожара люди и Яг-Морт, наконец, заключают завет чтить законы природы и беречь её, чтобы лесные духи не мстили человечеству. В свете сегодняшних экологических проблем, казалось бы, просто балет-легенда сыктывкарцев, а заставил поневоле задуматься о волнующих вопросах сохранения природы. Хореограф-постановщик Александр Рюнтю бережно отнёсся к музыке, сохранив налёт романтизма и чистой лирики в постановочном решении. Спектакль произвёл большое впечатление на публику, устроившую долгие овации гостям из Сыктывкара.

Пеж-гаги "Яг-Морта" из Сыктывкара
© Ревизор.ru