«Водитель такси — это никто, и звать его никак». «Яндекс» заблокировал таксиста после конфликта с Бортич

Из-за конфликта с актрисой Александрой Бортич водителя «Яндекс.Такси» заблокировали в сервисе на полгода, узнала «Газета.Ru». Обжаловать решение агрегатора невозможно, говорят представители профсоюзов. Для урегулирования проблем необходимо усовершенствовать законодательство о такси, дополнив его требованием установки в машинах видеокамер, считают эксперты.

После конфликта между актрисой Александрой Бортич и водителем «Яндекс.Такси», который произошел на прошлой неделе, водителя заблокировали в сервисе без возможности обжалования этого решения. Об этом «Газете.Ru» рассказал сам водитель — таксист Сергей Захаров.

«В момент конфликта я обратился в техподдержку сервиса «Яндекс.Такси» для таких случаев в приложении «Таксометр» предусмотрена специальная кнопка «Конфликт».

Мне ответили, что уже отметили в системе, что этот клиент груб – и все. Далее мне уже поступил звонок о блокировке, — сообщил Захаров.

— Но буквально через два часа мне позвонили и сказали, что я заблокирован в «Яндексе». По жалобе клиентов и за нарушение стандартов — это буквально их слова».

Это произошло в тот же день, через пару часов после инцидента – около полуночи, уточнил Захаров. В этот момент он выполнял очередной заказ. Решением агрегатора аккаунт заблокирован на полгода, сообщил водитель, работавший на взятом в аренду автомобиле Mercedes-Benz E-Class. Другой работы на данный момент у Захарова нет, возможности высказать какие-либо аргументы в свою защиту ему не дали, видеозапись в салоне также не велась.

«Естественно, я спросил, как это можно оспорить это была первая реакция. Почему вы рассмотрели дело, не выслушивая вторую сторону этого инцидента. Мне сказали, что решение принято, была проведена проверка, на этом разговор закончен», рассказал Захаров.

Представитель Александры Бортич сказала «Газете.Ru», что они «не комментируют ситуацию» с блокировкой водителя. Компания «Яндекс-Такси» ситуацию также не прокомментировала.

Проблема с безапелляционной блокировкой водителей агрегаторами довольно частая – при этом шансов добиться справедливого разбора ситуации и обжалования принятого решения у водителей нет, говорят в профсоюзе работников транспорта «Таксист».

«Раньше существовала служба разбора у агрегаторов, созданная по инициативе профсоюза – относительно несправедливого отключения и тому подобных решений. Это было примерно три года назад, — рассказал «Газете.Ru» председатель координационного совета межрегионального профсоюза Андрей Попков.

Но далее они решили больше не проводить подобных заседаний и действовать в одностороннем порядке.

Агрегаторам по большому счету наплевать на такие ситуации – бизнес у них идет «в одни ворота», у них автоматика срабатывает, и всё. Ты можешь жаловаться туда, звонить – но все бесполезно».

Профсоюз готов оказывать водителям, столкнувшимся с различными проблемами в работе, помощь, по крайней мере, консультативную, добавил Попков, однако в целом вопрос защиты трудовых прав водителей такси и разрешений конфликтов нуждается в законодательном урегулировании.

Конфликт между таксистом Захаровым и актрисой Александрой Бортич, в результате которого шофер остался без работы, произошел в прошлую среду. Бортич пожаловалась в Instagram, что водитель «Яндекс.Такси» высадил ее с ребенком под дождь, не доставив до места назначения.

Позднее водитель Сергей Захаров изложил свою версию конфликта, отметив, что разговор с ним со стороны актрисы проходил в повелительном и высокомерном тоне. Актриса, по его словам, несколько раз ему нагрубила, после чего он и призвал ее удалиться из машины. Об этом инциденте подробно писала «Газета.Ru».

В нынешней ситуации водители такси, а также другие самозанятые, практически бесправны с точки зрения соблюдения трудового законодательства – и простого решения у этой ситуации нет, констатирует координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

«Их можно заблокировать за конфликт с пассажиром, их можно заблокировать просто так – и водитель с этим ничего не сделает, к сожалению. Получается так, что водителю даже некуда на это пожаловаться. Вот весь ужас этой ситуации, — говорит Шкуматов «Газете.Ru». — Водители не трудоустроены, не являются предпринимателями с договором – они никто и звать их никак.

Это системная проблема самозанятых. Трудовых прав как таковых у них нет».

Эта история про трудовые отношения в новой цифровой реальности, и она не имеет простого решения. Необходимо определить гарантии для самозанятых. Сейчас водителю банально некуда жаловаться, единственное – он может уйти к конкурентам, добавляет правозащитник.

«Мне, кстати, объяснения водителя более понятны там ситуация действительно неоднозначная. Водитель вменяем, логично излагает свою позицию, а его без доказанной вины лишили заработка», заключает Шкуматов.

В подобных конфликтных ситуациях водитель действительно не прикрыт ни со стороны агрегатора, ни со стороны закона. Помочь помогла бы установка видеокамер в такси, полагает вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин.

«Камера позволила бы защититься водителю, но здесь есть юридическая сложность – большинство пассажиров не готовы ездить в такси с включенной камерой, — объясняет Шапарин «Газете.Ru», — В конфликте между Александрой Бортич и водителем, я полагаю, могло иметь место и не самое адекватное поведение пассажирки, но и водитель не должен был поступать подобным образом».

Есть стандарты качества, под которыми водитель подписался и должен соблюдать – независимо от того, тяжело ему или нет, подчеркивает Шапарин, сам имеющий опыт работы таксистом.

«В процессе подготовки я сдавал экзамен – и мне очень подробно объяснили, что я могу и чего я не могу. Высадить пассажира я, конечно же, не могу – заказ я должен выполнить. И только потом я могу выставить пассажиру рейтинг и обратиться в службу поддержки», — подытожил Шапарин.