Торговые центры наказывают за то, что их посетители не носят маски. Но у ТЦ нет полномочий заставлять людей это делать
Российский совет торговых центров направил главе столичного управления Роспотребнадзора и главному санитарному врачу Москвы письмо с просьбой ослабить антиковидные рейды. Из него следует, что только за прошедшие выходные 34 крупных ТЦ провалили проверку соблюдения эпидмер. Теперь им грозит штраф до миллиона рублей или приостановка работы на 90 суток. При этом у торговых центров нет никаких инструментов, чтобы заставить посетителей носить маски.
Стандартная ситуация: человек подходит к торговому центру, охранник просит его надеть маску, человек выполняет требование, проходит четыре шага и снимает маску. Его видит проверяющий и виноватым в итоге оказывается торговый центр. Максимум на что может влиять администрация — на сотрудников. И это делается, рассказала Business FM сотрудница одного из ТЦ на Юго-западе Москвы:
«7 октября нам пришло письмо от руководства, что снова ужесточаются меры и будут ходить проверки, поэтому необходимо все время быть в масках, вообще без каких-либо поблажек. И лично в нашем ресторане тоже запрещают гостям проходить в зал без маски. Что касается фудкорта, насколько я знаю, весь персонал, то есть даже охранники — в масках, но никто не стоит на входе и никто никому не говорит, чтобы люди надели маски».
То что персонал преимущественно в масках подтвердила и москвичка Диляра, которая по просьбе Business FM отправилась в один из моллов:
«В основном персонал весь в масках: и охранники, и продавцы, и консультанты, и официанты — все в масках. Что касается посетителей, то в масках далеко не все. Замечаний в их сторону я не видела, кроме кафе Cofix, где на кассе всех посетителей просят надевать маски».
А что делать с посетителями? Казалось бы, можно найти компромисс: органы оценивают работу администрации на входе — охранник не попросил тайного покупателя надеть маску — виноват ТЦ, попросил, но посетитель потом ее снял — какие к торговому центру вопросы? Но даже тут все не так просто. ЧОПовец на входе, по-сути, тоже ни на что не имеет права, говорит управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский
Олег Войцеховский управляющий директор Российского совета торговых центров «Торговый центр не имеет никаких формальных оснований таких людей не пускать. Просто охранник инструктирован, чтобы с этими людьми максимально работать, и, скажем так, он производит вид, что он здесь компетентен — без маски не пустит, так что придется надеть. Но, в целом, он тоже прямого указания не может дать».
Тогда нужно, чтобы посетителей без масок штрафовала полиция, как это делается в метро, например. Но тут тоже есть нюансы. Юридически — зона ответственности полиции — это когда человек, зная, что он заражен, все равно идет и подвергает опасности здоровье и жизни других граждан. А просто проверка масочного режима — это не дело полиции с юридической точки зрения, говорит партнер московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры», эксперт по защите прав предпринимателей при Борисе Титове Игорь Симонов.
«Что касается соблюдения масочного режима и социальной дистанции, то здесь уполномоченными органами являются органы именно Роспотребнадзора — федеральные либо субъектов федерации», — пояснил он.
И уж тем более это не дело Росгвардии. Видимо, именно поэтому мы не видим массовых рейдов полицейских в ТЦ, потому что МВД понимает — такие штрафы можно будет оспорить. Но все равно контроль за масочным режимом — зона ответственности чиновников, а они хотят переложить это на бизнес.
Еще один вариант — пускать в ТЦ по QR-кодам. С понедельника так будет в Татарстане, потом в Башкирии. В Российском совете торговых центров Business FM сказали, что в таком случае проще будет закрыться, чем оплачивать свет и клининг в опустевших ТЦ. И опять-таки непонятно, как это будет работать, например, в отдаленных регионах. По просьбе Business FM Дмитрий — житель города Бирск в Башкортостане — сделал буквально онлайн-репортаж у входа в местный ТЦ:
— Смотрю — люди заходят свободно. Маски — 50 на 50. Нет такого, что кто-то стоит и требует надеть маску. Ну, вот захожу.
— А охранник на входе?
— Его нет. В масках один через одного — бабушка в маске идет, молодой человек — без маски. На продавцах маски надеты.
А супруга Дмитрия стала свидетельницей того, как администрация торгового центра инструктировала 70-летнего охранника на предмет того, как ему вскоре предстоит проверять QR-коды у посетителей. На что пожилой мужчина в форме тут же дал бескомпромиссный ответ: «Да я лучше уволюсь».