Главархив рассказал о «Ревизоре» Всеволода Мейерхольда
7 октября 1835 года Николай Гоголь обратился к Александру Пушкину с просьбой подсказать ему сюжет для комедии. По одной версии, Пушкин рассказал историю о том, как один проезжий господин выдал себя за крупного чиновника, по другой - как самого писателя приняли за ревизора в Нижнем Новгороде. В любом случае через два месяца после ответа Пушкина Гоголь написал «Ревизора». У пьесы интересная сценическая судьба: премьера состоялась весной 1836 года в Александринском театре, потом она шла в Российской империи и в СССР. Ставят «Ревизора» и сейчас - не только в России, но и за границей.
Один из самых ярких «Ревизоров» ХХ века стал спектакль Всеволода Мейерхольда, который он поставил в ТИМе в конце 1926 года. Спектакль шел в СССР больше 10 лет, последний раз его играли в день закрытия Театра имени Мейерхольда, 8 января 1938 года. Тогда «Ревизора» исполнили в 440-й раз. В Главархиве Москвы сохранились программа спектакля и билеты на один из последних показов комедии.
Известно, что Гоголь был недоволен спектаклями, которые он видел при жизни. Гоголь не хотел бездумно смешить публику, а стремился вовлечь в суть происходящего, заставить зрителей узнать в героях себя и ужаснуться этому. Для него «Ревизор» приближался к трагедии, что и смог уловить Мейерхольд. Так, во время репетиций он говорил актерам «избегать всего сугубо комедийного» и «держать курс на трагедию». Режиссер также не следовал полностью тексту пьесы, а вместе со своим помощником Михаилом Кореневым сделал текст для постановки на основе всех шести сохранившихся авторских редакций пьесы с добавлением фраз, изъятых цензурой, а также, включив в текст отрывки из других произведений Гоголя. Например, «Игроков» и «Мертвых душ». Также Мейерхольд ушел от изображения провинциального захолустья и переместил действие пьесы в столицу.
Спектакль привлекал внимание сценографией. Первый план сцены был отделен от ее глубин полукруглой стеной с одиннадцатью дверями под красное дерево. На просцениуме было еще четыре двери: две справа и две слева. Когда центральные двери раскрывались, навстречу зрителям выезжала небольшая площадка, на которой в основном и происходило действие. Писатель Виктор Шкловский даже подчеркнул, что «Актеров подавали порциями на маленьких площадках-блюдечках». Конструкцию режиссер разрабатывал сам, доверив художникам только работу с костюмами, гримом и бутафорией.
Финальная сцена «Ревизора» Мейерхольда стала одной из самых сильных в истории русского театра. Немая сцена в конце пьесы часто не удавалась при постановках. Мейерхольд же сделал то, чего до него не делал никто. Он опустил занавес до немой сцены, а когда поднял его, на сцене вместо актёров были неподвижные куклы. Зрители далеко не сразу догадывались об этом, а когда понимали, встречали актеров и режиссера аплодисментами и восторженными криками.
Спектакль Мейерхольд запомнился не только сценографией и постановочными решениями, но а актерским составом. Так, роль Хлестакова исполнил Эраст Гарин, жены Городничего Анны Андреевны - Зинаида Райх, его дочери Марьи Антоновны - Мария Бабанова. Еще Гоголь подчеркивал, что Хлестаков был фантасмагорическим лицом, которое Мейерхольд и отразил. Его Хлестаков-Гарин играл хамелеона, и в каждом эпизоде был новым человеком: он менял костюмы и манеру поведения, но при этом всегда сохранял безразличность взгляда и надменность.
После премьеры «Ревизора» спектакль стал самым обсуждаемым в Москве. Оценки зрителей и критиков были разными. Так, первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский высоко оценил работу Мейерхольда. Также среди защитников режиссера были Владимир Маяковский, Андрей Белый, Сергей Третьяков. Основные претензии к спектаклю высказывали Демьян Бедный, Михаил Загорский, Леонид Гроссман и другие. Многим казалось недопустимым представление “Ревизора” в виде трагедии, также были те, кто нападал на режиссера из-за его обращения к реализму, который он раньше отвергал. Мейерхольд тяжело переживал критику, выступал с ответами, что привело к коллективным жалобам на него и даже к судебным разбирательствам.
«Если с другом вышел в путь»: Главархив – о документах по истории туризма из виртуального музея