Спор вокруг школы Райкина вышел в судебную плоскость
Что произошло Некоммерческий "Фонд поддержки и развития культуры" имени А. И. Райкина был зарегистрирован в 2002 году. Согласно уставу организации, его основной целью является материальная помощь деятельности Высшей школы сценических искусств и театра "Сатирикон". Соучредителями фонда стали Константин Райкин, художественный руководитель школы и театра, и Анатолий Полянкин, который в должности председателя занимался всеми организационно-распорядительными и финансово-хозяйственными вопросами. В распоряжение фонда были переданы объекты недвижимости (здание школы, открытый театр и гостиница), доходы от которых должны были направляться на деятельность школы. "Эти помещения находились в собственности фонда, однако в 2015 году Анатолий Полянкин предложил Райкину перевести эти помещения во владение специально созданного ООО "Райкин Плаза" для упрощения операционной деятельности. На тот момент 51% в ООО принадлежали самому Полянкину, а 49% - фонду. Затем Полянкин просто выкупил у фонда оставшиеся 49%, причем, с большой вероятностью, по цене существенно ниже рыночной", - рассказал "Газете.Ru" адвокат Райкина, управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Валентин Петров. 27 июля 2020 года фонд (как утверждает адвокат Константина Райкина, без ведома его клиента) был выведен из состава учредителей Высшей школы сценических искусств, а в мае 2021 года председатель фонда Анатолий Полянкин подал заявление в Останкинский районный суд с требованием о ликвидации фонда, утверждая, что взносы и пожертвования в фонд прекратились в 2020 году, и у организации накопились долги перед налоговыми органами и прочими третьими лицами. %%%"Если фонд будет ликвидирован, та недвижимость, которая находится в его собственности, должна быть использована в соответствии с целями устава фонда. Таким образом, она перейдет в собственность школы. А в школе единственным учредителем теперь является ООО, которое принадлежит тому же Полянкину", - пояснил Валентин Петров.%%% Однако Останкинский районный суд отказал в удовлетворении иска. "Разрешая заявленные истцом требования, суд отмечает наличие у ответчика задолженности, а также имущества, находящегося в собственности ответчика, стоимость которого многократно превышает размер долгов ответчика", - говорится в решении суда. Суд также отметил, что именно Полянкиным, как руководителем фонда, был заключен договор безвозмездного пользования зданием школы, ректором которой также является истец. Если он полагал, что материальные поступления в фонд отсутствуют, то мог сдать дорогостоящую недвижимость в аренду, а не отдавать школе просто так, говорится в решении суда. Что происходит сейчас? Действия Анатолия Полянкина негативно сказываются и на работе Высшей школы сценических искусств, и на театре "Сатирикон" - по крайней мере, так говорят сотрудники обеих организаций, с которыми беседовала "Газета.Ru". %%%Главный режиссер Государственного русского драматического театра Удмуртии, художественный руководитель третьего заочного курса Высшей школы сценических искусств Яков Ломкин подчеркнул, что учебное учреждение изначально существовало под творческим руководством Константина Райкина.%%% "Я и многие другие педагоги придерживаемся позиции художественного руководства школы. Это наша сатириконовская школа. Поэтому ситуация, которая происходит почти на протяжении года, сначала рождала в нас недоумение, потом возмущение, потом раздражение, потом гнев. Изначально это было связано с определенной конфронтацией между художественным руководителем нашей школы и ректором. Когда мы вернулись на работу после пандемии, нас поставили перед фактом о том, что школа уже не имеет того названия, под которым она получила аккредитацию – имя Райкина из него исключили", - говорит он. Кроме того, по словам Ломкина, Константин Райкин был в одностороннем порядке исключен из числа учредителей фонда, поэтому весь прошлый год руководство школой осуществлял только Анатолий Полянкин. Педагоги школы жалуются на возросшую бюрократию и необходимость согласования любых вопросов с ректором, утверждает он. "В итоге из семьи единомышленников, готовых к совместному творчеству, мы превращаемся в организацию, где правит самодурство. Последний вопиющий случай – увольнение педагогов, находившихся в оппозиции к ректору. Это Полина Райкина, ведущий педагог, и Ренат Мамин – педагог по сценическому мастерству и единственный преподаватель по сценическому танцу. Творческая состоятельность этих педагогов не вызывает сомнений. Их учебные работы и студенческие спектакли являются гордостью ВШСИ Константина Райкина и не раз представляли школу на международных фестивалях и творческих студенческих форумах. Это люди, которых обожают студенты, которые трудятся день и ночь. В результате возникла угроза приостановки творческого процесса. Все это вместе приводит к плачевным результатам для школы", - делится мнением Ломкин. Как это отразилось на "Сатириконе" Продолжающиеся атаки не прошли бесследно и для театра "Сатирикон", рассказывает его директор Владимир Казаченко. %%%"Сложившуюся ситуацию можно рассматривать в нескольких аспектах. Первый – психологический. Художественный руководитель театра Константин Райкин оказался в сложной ситуации, с которой он всеми силами пытается справляться, но я вижу, что он сильно переживает. В любом случае такому человеку нужно дать возможность заниматься творческой деятельностью спокойно и без нервов. Сейчас у него таких условий нет", - говорит Казаченко.%%% Директор "Сатирикона" утверждает, что фонд уже довольно давно не оказывает театру никакой поддержки (во всяком случае, этого не происходило с начала его работы в 2019 году). Вне зависимости от отношений между Анатолием Полянкиным и Константином Райкиным, констатирует Казаченко, одну из своих основных уставных задач – поддержку театра "Сатирикон" - фонд сегодня не выполняет. По каким причинам – директору театра неизвестно, но он предполагает, что это связано с нехваткой денег. "Ситуация, при которой в театральной школе Константина Райкина роль художественного руководителя школы постепенно все более и более нивелируется, и даже само его имя исчезает из названия этого учебного заведения, также не идет на пользу нашему театру. Когда при театре появляется своя театральная школа — это естественный, закономерный этап созревания и развития, идеальная модель. Ведь школа подпитывает театр, дает приток свежей молодой творческой энергии, новых актеров и новых идей. Несколько спектаклей изначально были созданы внутри школы Райкина, а потом вошли в репертуар нашего театра", - рассказывает Владимир Казаченко. Все театральные школы, говорит он, воспитывают своих студентов в какой-то театральной традиции, и Константин Райкин находится на таком уровне, когда уникальный, неповторимый, особенный стиль есть и у него. Есть и характерная именно для него методика обучения, и совершенно определенная узнаваемая самобытность студентов его школы, которая идет от самого Райкина. %%%"Для него очень важно иметь возможность преподавать, делиться знаниями, вести дальше в жизнь новые поколения артистов, заражать их своим видением профессии и призвания. Сейчас же получается, что ему становится все труднее и труднее заниматься этой работой. И это тоже дается ему не легко", - заключил директор театра.%%% Взгляд со стороны^^^ Бывший заместитель директора Российского института истории искусств (РИИИ) Виктор Голомбевский рассказывает, что структура финансирования театра через фонд была нужна для реализации в будущем большой, амбициозной цели – создать первый в стране репертуарный театр, который обеспечивает себя самостоятельно, без бюджетных вливаний. "Полноценный репертуарный театр – дело не только не прибыльное, но и не самоокупаемое, поэтому их так мало. Без государственной поддержки это практически невозможно. Плюс Константин Аркадьевич хотел иметь и театральную школу. Постепенно началось какое-то движение в этом направлении. Очевидно, Райкин всецело доверял Анатолию Евсеевичу и не вникал в экономические вопросы, поскольку занимался творчеством, что правильно", - говорит Голомбевский. И Высшая школа сценических искусств, и театр "Сатирикон" тесно связаны с личностью Константина Райкина. Собеседники "Газеты.Ru" подчеркивали, что в значительной степени именно репутация народного артиста привлекает студентов в школу, а зрителей – в театр. Без него существование обеих культурных институций трудно, если не невозможно представить. Конфликт должен быть разрешен в интересах коллективов театра и школы, и российской культуры в целом.