Войти в почту

Знаки и символы самарской живописи: Дмитрий Мантров - о планах реготделения Союза художников

Командная работа - Вопрос, который может показаться наивным. Для чего вообще нужен творческий союз? Ведь от факта вступления в него таланта у художника не прибавится, не убавится… - Человек не может жить без социума. Тем более в России с ее православными традициями соборности. Но дело не только в этом. Союз помогает художникам осуществить масштабные проекты. Например, межрегиональные выставки - такие, как "Большая Волга", всероссийские пленэры. Это командная работа. Творческий союз – это как коллективный разум. Сообща легче решать проблемы. А их немало. У нас в организации избрано новое правление, в которое пришли молодые художники. Думаю, это поможет наладить интересную творческую жизнь в области. Эти люди, несмотря на молодость, имеют опыт в организации и международных, и всероссийских, и региональных проектов. - Первые шаги обновленного правления? - Постараемся аккумулировать вокруг союза все творческие силы, связанные с изобразительным и пластическим искусством. Если говорить о концепции выставок, главным для нас остаются традиции реалистического искусства, но мы открыты и для современных течений. В планах - создание молодежной секции. В губернии много интересных молодых авторов. Будем привлекать их к выставкам, к другим проектам. Буквально вчера к нам обратились представители Самарского землячества в Москве. Они хотели бы привести работы самарских художников в столицу. Если все срастется, то в будущем году организуем там выставку. 3 ноября намечается открытие масштабной тематической экспозиции в "Новом пространстве" - "Знаки. Символы. Мифы" (6+). Она стала продолжением прошлогоднего интернет-проекта, который я организовал вместе с Павлом Пашкиным и Алексеем Колесовым - "Вчера, сегодня, завтра". Его отличие от обычных выставок городских пейзажей - в том, что мы привлекли краеведов, которые написали 74 текста на темы самарской жизни. Были представлены изобразительные работы, написанные под впечатлением от этих текстов. Визуальный ряд дополняется литературным и историческим. Проект показал, что наш город – пространство, наполненное разными смыслами и очень интересной историей. Интерес у публики был большой – свыше пяти тысяч посещений в месяц. Кстати, на открытии выставки "Знаки, символы, мифы" мы собираемся объявить об учреждении ежегодной областной художественной премии имени Константина Головкина. Конкурс будет проходить по нескольким номинациям. После Самары повезем выставку в Тольятти, Сызрань и Новокуйбышевск. - Что еще в ближайших планах? - В будущем году – 35 юбилеев членов нашего союза. В области пройдет целая серия юбилейных выставок. Есть намерение поучаствовать в международной выставке на тему книжной графики. Будем продолжать выпускать альбомы из серии "Прекрасного след" - о выдающихся художниках нашего края. Есть планы, связанные с арт-туризмом и приездом в Самару художников из других городов. - Изменится ли как-то концепция выставок на площадке Союза художников? - Здесь будет представляться творчество не только местных авторов. Продолжится культурный обмен с другими регионами. В частности, 11 октября мы открываем выставку художников из Ульяновска "Пластовская осень" (6+). "Роскошь человеческого общения" - Поговорим о положении художника в современном обществе. В советское время все было понятнее. Существовал госзаказ, и это помогало художникам зарабатывать. Теперь они в большей мере предоставлены самим себе… - Государство и сейчас помогает. Город предоставляет мастерские - либо на безвозмездной основе, либо членам Союза предоставляются льготы за аренду. Но, конечно, экономические кризисы в стране отразились и на положении художников. В результате многие были не в силах оплачивать полностью аренду мастерских и коммунальные услуги. Что касается госзаказов, их действительно нет. И творческому союзу нужно научиться жить в этих обстоятельствах. Осознать место организации в культурной жизни города и области. И помогать художникам – организационно и юридически. Сделать так, чтобы об их творчестве узнали многие люди. - В свое время художники продавали картины в основном в салонах. Сегодня с этим непросто. Как творческий союз помогает в этом отношении? - Сейчас разрабатывается виртуальная галерея, в которой авторы могут представить свои произведения. Здесь не только будут размещаться портфолио художников, но и материалы о наших мероприятиях. Будет и англоязычная версия. Материалы о жизни нашей творческой организации можно будет увидеть в социальных сетях – в Инстаграме, ВКонтакте, Facebook. Мы не будем замыкаться в нашей местечковой жизни, а воспользуемся всем тем, что предоставляет онлайн-реальность. Вот сейчас у нас в региональном отделении проходит областная выставка художников (6+), и ее активно освещают блогеры. Пользователям социальных сетей это показалось очень любопытно. Проект "Знаки. Символы. Мифы" также освещается в соцсетях. - Вопрос, который члены вашего союза поднимают уже много лет: организации нужен новый вместительный выставочный зал. Как вы полагаете, его нужно построить или перепрофилировать какое-нибудь из имеющихся в городе помещений? - Да, такого зала не хватает. В нынешнюю экспозицию, о которой я сказал, не вошло много хороших работ – просто места мало. Конечно, новый выставочный зал для Союза художников – это было бы идеально. Но для этого мы должны доказать, что наша творческая жизнь соответствует таким масштабам. Я думаю, это возможно. Потенциал у регионального отделения Союза художников велик. Не каждая творческая организация может похвастать тем, что в ней шесть заслуженных художников России, двое заслуженных деятелей культуры, два почётных академика и один член-корреспондент Академии художеств России. - Нет ли в планах представлять работы живописцев на открытых городских пространствах? - Есть. Мы будем организовывать "заборные" выставки. Хотим запечатлеть самарские деревянные дома, которые подлежат сносу. К этому будем привлекать живописцев и с других городов. Вообще художник должен работать на пленэре. Особенно когда собирается интересная команда. Для этого у нас есть, например, площадка на Бахиловой поляне. Возможно, появятся и другие площадки в Жигулевском заповеднике. С интересом мы относимся к перформансам, к таким направлениям, как лэнд-арт и стрит-арт. Есть вакуум в культурной жизни сельских районов области. И этот вакуум Союз художников должен заполнить. Будем туда выезжать, проводить открытые пленэры, мастер-классы. - Я слышал от самарских художников такое мнение, что не худо бы возродить что-то вроде дискуссионного клуба при вашем творческом союзе… - Такой клуб будет. Нам необходима, как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, "роскошь человеческого общения". В этом клубе предполагаются не только диспуты по поводу тех или иных произведений, но и творческие встречи с известными художниками, выступления музыкантов, поэтов, искусствоведов. - Как будут складываться отношения с другими общественными организациями художников? - Мы объявили открытую выставочную политику. Главное, чтобы работы были интересны, талантливы. Об этом можно судить и по той экспозиции, которая сейчас размещена на площадке выставочного зала Союза художников. Здесь можно увидеть произведения авторов из других городов, тех, кто представляет иные творческие союзы, или вообще не состоит ни в одной из организаций. - Искусствоведы иногда говорят об отличительных чертах творческого почерка самарских живописцев. Они действительно есть, как вы думаете? - Наверное. У северных художников, например, живопись более сдержанная. У южных – более темпераментная. Самара испокон веков стоит на стыке культур, и она вобрала в себя многие влияния. Живопись волжских мастеров – экспрессивная, яркая, с высоким накалом эмоций. Сама близость Волги оказывает влияние на творческий почерк художников нашего края. Для меня он выражается, прежде всего, в работах Валентина Пурыгина. Его волжские пейзажи, его проникнуты самарским духом…

Знаки и символы самарской живописи: Дмитрий Мантров - о планах реготделения Союза художников
© СОВА