В Музее Москвы встретились трагик и комик: там покажут новый спектакль Крымова «Двое»
В Музее Москвы 28 сентября состоится премьера нового спектакля Дмитрия Крымова «Двое» про Чарли Чаплина и Соломона Михоэлса.
Если про Чарли Чаплина знают все, то Соломон Михоэлс — менее известная фигура первой половины XX века. Он режиссер, худрук Московского государственного еврейского театра, председатель Еврейского антифашистского комитета. В 1943 году по личному поручению Сталина он отправился в Штаты, где встречался с рядом состоятельных людей. Убеждал их, что в Советском Союзе нет антисемитизма, чтобы те пожертвовали деньги на борьбу с фашизмом. Таким образом удалось собрать 33 млн долларов. Одним из жертвователей был Чарли Чаплин. Говорят, в реальности их встреча длилась всего две минуты. В фантазиях Дмитрия Крымова она растянулась на два часа. Режиссер называет обоих своих героев беженцами, но не в привычном смысле этого слова:
Дмитрий Крымов режиссер «Я, может быть, актуальный человек, но я не хочу про беженцев. Беженцы как одинокие люди, Чаплин же из другой страны, он не американец, он туда приехал, в конце концов его выгнали оттуда и не пустили в Америку, это же позор для страны. Сначала он ее прославил, а потом его просто выгнали оттуда. Он страшно возвращался туда, весь напружиненный, когда его наградили, на Аллее славы. А Михоэлс по природе беженец, потому что он еврей, какой бы он ни был: в славе, орденоносный, главой собственного театра, что раньше не бывало, при царе этого быть не могло. Это какая-то удивительная свобода на время, но где-то этот самосвал в Минске, он же маячит в мозгу любого еврея, а он еврей в седьмой степени».
Самосвал — это про гибель Михоэлса. По первой версии в 1948 году он случайно попал под колеса грузовика, но позже выяснилось, что он был убит по прямому приказу Иосифа Сталина, об этом говорится в титрах к спектаклю. Там же отмечается: в то же время у Чаплина возникли проблемы с американскими властями, его подозревали в симпатии к коммунистам.
Михоэлса по очереди играют Максим Виторган и Александр Феклистов. Чаплин в исполнении Розы Хайруллиной — Крымов традиционно прибегает к «гендерным перевертышам». Сталин — Александр Кубанин. Последний тут, пожалуй, самый эксцентричный, отвечающий за стрельбу, кульбиты и разрушение кабинета Чаплина. Трагик и комик куда спокойнее: сравнивают свободу и плохой кофе, считают ложки, кидают котелок, делятся лекарствами, кормят огромную говорливую птицу конфетами, вальсируют. Впечатлениями делится театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:
Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Я, будучи искушенным человеком в театральном деле, удивлялась постоянно. Мне кажется, этот спектакль раскроет еще раз Крымова как автора текстов вроде бы незамысловатых, но очень многослойных: не заумных, не морочащих голову зрителю, но в то же время полных и исторических, и эмоциональных ассоциаций. Как режиссера, который умеет балансировать на грани гротеска, фарса и серьезной драмы. Из этих двух ростовых кукол Михоэлса и Чаплина мне больше понравился Михоэлс, не тем, как он изготовлен и придуман, а тем, как с ним работают кукловоды. А каждую куклу ведут от трех до пяти человек. Я в какие-то моменты ловила себя на мысли, что передо мной Михоэлс со своей вперед выставленной челюстью, со своими реакциями».
Вообще в 2021 году у Крымова словно какой-то ренессанс. Весной поставил громкий спектакль «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция» в Мастерской Петра Фоменко. Новый сезон открыл постановкой «Костик» по мотивам «Чайки» в театре имени Пушкина. А недавно заявил, что впервые планирует снимать кино, но подробностей пока не раскрывает.