В Москве открылась выставка алтайского художника Анатолия Щетинина
Алтаец Щетинин бывал в Монголии много раз, писал родной ему Алтай и с нашей, и с монгольской стороны, и трудно было найти другого автора, чья творческая работа более соответствовала бы приближающейся дате, которой и посвящена выставка - 100-летию установления дипломатических отношений между Монголией и Россией. Сам художник эти отношения начал устанавливать в 1984 году: оказавшись в Монголии туристом, впечатленный увиденным, он прямо там написал этюд "Солнечный день". Вот он - холмистая желто-зеленая равнина, на горизонте островерхие алтайские горы, надо всем этим - небо другой, светлой, "монгольской" голубизны. "Оно там всюду разное - тогда оказалось таким".
Щетинин очень чуток к игре цветов - он и художником захотел стать, попав в 74-м туристом во Францию и увидев в Лувре "Руанский собор в полдень" Моне. Вернувшись в Барнаул, молодой инженер-технолог с хорошей перспективой написал на своем предприятии заявление об уходе - теперь он мог думать только о перспективах в пейзажах. Гены дали о себе знать: отец Анатолия Прокопьевича - известный скульптор.
Импрессионисты Щетинину по-прежнему близки - уже в первом зале висит "Алтай. Маральник цветет", яркий, насыщенный сиреневым, холст, рядом - атмосферные пейзажи русского Алтая: "Золотые пихты Курая", "Чуя в мае". Выставка продолжается Алтаем монгольским с его современными героями - чабанами, крестьянами, стригущими овец, народными музыкантами.
Анатолий Щетинин никогда не пишет с фотографий, он должен видеть все своими глазами, делиться художественными впечатлениями здесь и сейчас. Он и рассказывает об этом с горящими глазами, перебивая самого себя, вспоминая, как в 25-градусный мороз мерзнущими пальцами выдавливал из тюбика краску, чтобы набросать этюд к "Красавице Катуни" (и белая река на полотне, кажется, замерзает прямо на глазах). Как останавливал "Ладу", ставил этюдник за открытую крышку багажника, чтобы ветер не мешал запечатлеть сразивший его осенний пейзаж курайской долины. Пришедший на вернисаж патриарх нашей живописи 91-летний академик РАХ Павел Никонов останавливается у "Стоянки на озере Хара-Ус-Нуур", чтобы, по его словам, расслышать тишину, идущую от простого, казалось бы, пейзажа с юртой и лошадью на фоне розового закатного Алтая - а Щетинин рассказывает, что дописал эту работу перед самой выставкой, отправив ее в Москву "еще сырой".
"Художник должен прислушиваться к своему "я", петь от всей души свою песню, - говорит Анатолий Щетинин. - И это будет искренним искусством".
Выставка в Музее народов Востока продлится до 21 ноября. А ее автор между тем снова собирается в Монголию.
Данаажав Хасар, советник-посланник посольства Монголии:
- Самое интересное для меня как для монгола в этой выставке - то, что я могу получить представление о том, как на нас, на наш быт, на нашу природу смотрит русский человек, наш сосед. А Анатолий Щетинин смотрит на нас с широкой душой, по-добрососедски. И мне кажется, что граница между странами, проходящая по Алтайским горам не разъединяет нас, а сближает.
Андрей Юрин, руководитель Гохрана России:
- Алтай - одна из жемчужин Востока, и то, что Анатолий Щетинин посвятил свое творчество монгольской и алтайской теме, помогает лучше передать все богатство Востока. Мы помогали проведению выставки, потому что считаем, что ценности, которыми располагает наша страна, важно и хранить, и показывать людям. И не только те ценности, что хранит Гохран, но и те, которые создают наши художники.