Что происходит с современной русской литературой
Золотым веком русской литературы считается первая половина XIX века. Этот термин относится в первую очередь к русской поэзии. Однако и прозаические произведения авторов XIX века действительно считаются золотым фондом нашей литературы, истории и культуры. «Серебряный век» 1900-х годов еще больше ассоциируется с поэзией, это в первую очередь попытка переосмысления формы и содержания литературы. С тех пор русская литература подверглась значительным преобразованиям: это и советская агитационная литература, и произведения военных лет, и диссидентство, и «оттепель», и работы второй половины XX века. Удачно или нет, но литература развивалась, и циклы сменялись относительно часто – примерно раз в 10-15 лет появлялся новый жанр, новое слово.
Все закончилось после развала СССР. Писатели никуда не исчезли – исчезли важные темы, поиск новых форм и смыслов, исчез талант. И вот, сегодня современные писатели представляют собой совершенно безликую и хаотичную массу, произведения которых трудно понять.
Когда люди писали?
О времени появления литературы можно спорить, однако скорее всего полноценная литература как попытка осмысления реальности в художественной форме зародилась в Древней Греции и представляла собой постановки в театрах – те самые древнегреческие комедии, трагедии и драмы (все зависит от вида конфликта, в который вступает главный герой).
Почему именно в это время появляется литература? Благодаря экономике. В момент, когда утвердился рабовладельческий общественный строй, а значит и четкое разделение на людей работающих и теми, кто ими владеет. Тогда появилась прослойка людей, которая смогла себе позволить порассуждать о вечном, осмыслить мир вокруг себя и приступить к его изучению.
Писать литературные произведения, заниматься философией, наукой и медициной могли позволить совсем немногие. И продолжалось так довольно долго.
Золотой век
Василий Жуковский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и другие великие русские поэты, с которых начался золотой век русской литературы были дворянами – людьми образованными, имеющими жизненный опыт, сумевшие художественно переосмыслить мир вокруг. Для кого они писали? Для таких же как они – знати и императоров. Они много говорили о нелегкой доле простого крестьянина, наслаждались русской природой, но тот самый простой крестьянин не знал ни Пушкина, ни Лермонтова – да и не до того им было.
Литературные шедевры Толстого и Достоевского, рассуждения об отмене крепостного права, о выборе «пути» для России, описания крестьянской жизни у Некрасова – все это было только для «своих», для абсолютного меньшинства.
Серебряный век
Прошло сто лет, и русская литература снова расцвела – начался Серебряный век. Однако суть осталась той же: лишь единицы могут позволить себе играть и экспериментировать с формой стихотворения, описывать любовные переживания или путешествия за границу. Они писали друг для друга, потому что могли себе позволить – им обеспечивали жизнь те, кто не смог бы оценить художественные таланты.
О великих авторах русской литературы, символах нашей культуры и истории, русский народ узнал только после того, как научился читать. В 30-е годы прошлого века люди учились читать по текстам Пушкина, Лермонтова, Чехова.
Что происходит с литературой сегодня
Петербургский писатель Сергей Арно в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что «бронзовый век» в нашей литературе уже случился – это расцвет поэзии в начале Перестройки. Но вспомнит ли современный человек хотя бы одного автора той эпохи? Едва ли.
«Я думаю, что «бронзовый век» был в начале Перестройки – может быть, чуть раньше. Тогда поэты собирали залы, люди слушали поэзию. Я не говорю о прозе – она стоит особняком. Прозу нужно читать, прилагать умственные усилия. Но это не значит, что снова не будет вспышек литературы и искусства, потому что сейчас несколько иное время. Это не время искусства, более прагматичное», — считает писатель.
Серебряный век закончился сто лет назад, а нового расцвета все еще не предвидится. Скорее всего, литература больше не будет прежней, и оценивать писателя по его мастерству и глубине смыслов нам уже не придется.
Кто он – популярный современный писатель? Для кого он пишет? Может ли он себе позволить полностью погрузиться в литературу, как это делали когда-то мастера? Насколько большой его бэкграунд, чтобы написать чувственное произведение?
Сегодня разница между блогером и писателем стирается. Качество оказалось продано за просмотры и комментарии. А люди настолько объелись информацией, что удовлетворить их вкусы бывает под силу далеко не каждому писателю.
Именно поэтому литераторы откладывают свое писательское мастерство и вооружаются маркетинговыми уловками: скрываются, как Виктор Пелевин, или как будто погружают читателя в мир, куда не попасть – как, например, Цыпкин. Сегодня все умеют читать, но сказать людям уже нечего.
«Я прекрасно понимаю, что в литературе сказать новое слово очень сложно. Тем не менее я надеюсь, что еще наступит ренессанс в нашей литературе. Возможно, я этого не застану, но я верю», — сказал Сергей Арно.
Ранее «Слово и Дело» порассуждало о том, почему говорить о бескультурности российского народа - лицемерно.