Писателю Сергею Довлатову сегодня могло бы исполниться 80 лет. Любимый народом он не дожил до того дня, когда его книги стали официально издавать огромными тиражами. Рассказы Довлатова были честными и бесконечно ироничными. Корреспондент «МИР 24» Нахид Бабаев прошелся по довлатовским местам Петербурге и убедился в том, что писатели не умирают до тех пор, пока живы их читатели.
Сергей Довлатов родился в эвакуации в Уфе, умер в эмиграции в Нью-Йорке, но всегда был ленинградским писателем. Здесь он учился, любил, дружил, работал. И свой родной (пусть и не по праву, но по сути) город аккуратными штрихами вписал в рассказы.
Улица Рубинштейна, 23 – первый адрес знаменитого писателя в Ленинграде. В две комнаты на третьем этаже семья переехала в 1944-м.«Жили мы в отвратительной коммуналке. Длинный пасмурный коридор метафизически заканчивался уборной». Сборник рассказов «Наши».
С тех пор тут практически ничего не поменялось. Только комнату Довлатова превратили в неофициальный музей, иногда туда водят экскурсии. Из аутентичного: печь, рабочий стол и удручающий вид из окна.
«Главная особенность Довлатова, благодаря которой он так популярен у разных возрастных групп и разных социальных слоев, это отсутствие какого-либо морализаторства, попытки кого-то чему-то учить, помноженное на великолепный стиль, и невероятное чувство юмора», – сказала директор фестиваля Довлатова «День Д» Анастасия Принцева.
Здесь Довлатов прожил 31 год. Сначала с мамой, затем с женой и дочкой.
Университетская набережная 7. Сейчас Петербургский, а тогда Ленинградский государственный университет. Здесь учился Сергей Довлатов. За лентяйство, официально неуспеваемость, его и отчислили через 2 года. Но именно в здании 12-ти коллегий он встретил первую любовь первую жену Асю.
Таврическая улица, 37. Здесь находилась редакция одного из журналов, где работал Сергей Довлатов.
«Я вел двойную жизнь. В «Костре» исправно душил живое слово. Затем надевал кепку, шел в «Аврору», «Советский писатель». Там исправно душили меня. Я был одновременно и хищником и жертвой». Повесть «Ремесло».
Это был тот самый компромисс, который приходилось идти. По-настоящему Сергей мечтал быть только писателем. Печатал статьи, а хотел романы.
«Это было ремесло, самое настоящее ремесло, то чем он занимался ради выживания. Вряд ли у него лежала душа к тому, чтобы писать статейки для журналов, в этом не было особенной любви», – добавил житель Санкт-Петербурга Иван Эйхенбаум.
Сергей Довлатов не хотел уезжать из страны, но в 1978-м понял, что другого выхода нет. Это, кажется, был своего рода «демарш энтузиаста». Гражданина СССР по паспорту и Ленинградеца по национальности.
Последние 30 лет Сергей Довлатов является одним из самых читаемых в мире авторов, пишущих на русском языке.