Честный и бесконечно ироничный: жизнь и творчество писателя Сергея Довлатова

Писателю Сергею Довлатову сегодня могло бы исполниться 80 лет. Любимый народом он не дожил до того дня, когда его книги стали официально издавать огромными тиражами. Рассказы Довлатова были честными и бесконечно ироничными. Корреспондент «МИР 24» Нахид Бабаев прошелся по довлатовским местам Петербурге и убедился в том, что писатели не умирают до тех пор, пока живы их читатели.

Честный и бесконечно ироничный: жизнь и творчество писателя Сергея Довлатова
© Мир24

Сергей Довлатов родился в эвакуации в Уфе, умер в эмиграции в Нью-Йорке, но всегда был ленинградским писателем. Здесь он учился, любил, дружил, работал. И свой родной (пусть и не по праву, но по сути) город аккуратными штрихами вписал в рассказы.

Улица Рубинштейна, 23 – первый адрес знаменитого писателя в Ленинграде. В две комнаты на третьем этаже семья переехала в 1944-м.«Жили мы в отвратительной коммуналке. Длинный пасмурный коридор метафизически заканчивался уборной». Сборник рассказов «Наши».

С тех пор тут практически ничего не поменялось. Только комнату Довлатова превратили в неофициальный музей, иногда туда водят экскурсии. Из аутентичного: печь, рабочий стол и удручающий вид из окна.

«Главная особенность Довлатова, благодаря которой он так популярен у разных возрастных групп и разных социальных слоев, это отсутствие какого-либо морализаторства, попытки кого-то чему-то учить, помноженное на великолепный стиль, и невероятное чувство юмора», – сказала директор фестиваля Довлатова «День Д» Анастасия Принцева.

Здесь Довлатов прожил 31 год. Сначала с мамой, затем с женой и дочкой.

Университетская набережная 7. Сейчас Петербургский, а тогда Ленинградский государственный университет. Здесь учился Сергей Довлатов. За лентяйство, официально неуспеваемость, его и отчислили через 2 года. Но именно в здании 12-ти коллегий он встретил первую любовь первую жену Асю.

Таврическая улица, 37. Здесь находилась редакция одного из журналов, где работал Сергей Довлатов.

«Я вел двойную жизнь. В «Костре» исправно душил живое слово. Затем надевал кепку, шел в «Аврору», «Советский писатель». Там исправно душили меня. Я был одновременно и хищником и жертвой». Повесть «Ремесло».

Это был тот самый компромисс, который приходилось идти. По-настоящему Сергей мечтал быть только писателем. Печатал статьи, а хотел романы.

«Это было ремесло, самое настоящее ремесло, то чем он занимался ради выживания. Вряд ли у него лежала душа к тому, чтобы писать статейки для журналов, в этом не было особенной любви», – добавил житель Санкт-Петербурга Иван Эйхенбаум.

Сергей Довлатов не хотел уезжать из страны, но в 1978-м понял, что другого выхода нет. Это, кажется, был своего рода «демарш энтузиаста». Гражданина СССР по паспорту и Ленинградеца по национальности.

Последние 30 лет Сергей Довлатов является одним из самых читаемых в мире авторов, пишущих на русском языке.