Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина рассказал о грядущей реэскпозиции
Реэскпозиция затронет залы Византийского искусства, искусства Германии и Нидерландов XV-XVI веков, искусства Фландрии XVII века, Рембрандта и его школы, искусства Голландии XVII века. Как рассказывают в музее, задание представить классический музей в современном облике предложили французскому сценографу и историку искусства Патрику Уркаду. Уркад в свое время был автором диссертации о Пьере де Мюе – архитекторе Марии Медичи – и являлся арт-директором журнала Vogue, где сотрудничал с выдающимися фотографами XX века Хельмутом Ньютоном, Ги Бурденом и др. Также Уркад работал с Карлом Лагерфельдом как куратор его коллекции декоративно-прикладного искусства в стилях рококо и неоклассики. Он был куратором выставок в музейном комплексе дворцов Версаля "XVIII век – у истоков дизайна" (2014) и "Увеселения и праздники королевского двора" (2016). К тому же Уркад уже не впервые сотрудничает с ГМИИ им. А С Пушкина: в 2019 году француз выступил в роли со-куратора и автора художественной концепции выставки "Восточный джаз/ East -West Jazz". По словам музейщиков, в основу обновления пространства музея приглашённыц сценограф в соавторстве с работниками ГМИИ заложил значимость каждого отдельного произведения, входящего в экспозицию . Собрание Пушкинского музея, при всей его гармоничности, является и коллекцией самодостаточных шедевров. - Новая экспозиция – важный для нас момент еще раз напомнить о том, что жизнь не стоит на месте. Она изменяется ежеминутно, ежесекундно и главное не упускать ни один из ее моментов, проживать каждый. Не забывать, не сожалеть о прошедшем и смотреть вперед – это и есть главный посыл наших перемен, - считает Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина. Работа над реэкспозицией началась с работы в архивах и изучения истории эволюции постоянной экспозиции живописи ГМИИ с 10 ноября 1924 года (открытия картинной галереи Музея Изящных Искусств) и до изменений 2006 году. Реэкспозиция даёт отсылки к прошлому и одновременно предлагает новое видение первого этажа Главного здания музея. В числе новаций будет возвращение классической французской живописи в залы, где она демонстрировалась с 1974 по 2006 год. Но 31-й зал, обычно предназначенный для камерных временных выставок, впервые станет частью постоянной экспозиции и "примет" живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство Германии и Нидерландов XV-XVI веков. Искусство Византии и Раннего Итальянского Возрождения останется на своем месте, но в новом оформлении. В целом новаторство призвано вернуть залам свет и пространство такими, какими их видели создатели музея Цветаев и Клейн. В пяти залах нынешних экспозиций итальянской и французской живописи и на главной выставочной оси и в пространствах второго этажа развернется выставка "Бывают странные сближенья". Ее специально для ГМИИ им. А.С. Пушкина готовит видный французский куратор Жан-Юбер Мартен. Когда выставка закончится, эти же залы займет экспозиция в честь коллекционеров живописи и меценатов братьев Михаила и Ивана Морозовых. По завершении этих двух важнейших для музея выставок прежние залы постоянной экспозиции превратят в экспериментальную площадку для творческого поиска кураторов на основе сокровищ Пушкинского музея. Обновление Главного здания называют важным шагом в направлении к масштабной трансформации музея. Уже идут активные работы по реконструкции Пушкинского и созданию "Музейного городка" , которым грезил ещё основатель музея И.В. Цветаев. В ближайшие годы будут открыты Депозитарно-реставрационный и Выставочный центр, Галерея старых мастеров и Дом текста. К 2027 году территория ГМИИ им. А.С. Пушкина должна вырасти более чем в два раза.