Российский тренд — бороться с коррупцией
Вот и президент Путин недавно объявил о национальном плане противодействия коррупции до 2024 года. Собственно, плана как такового нет, есть только поручения разным ведомствам, которые борются с коррупцией и зачастую сами оказываются в ней замешаны. К примеру, в получении крупной взятки обвиняют главу службы по противодействию коррупции Северо-западного управления таможни Максима Розсыпало. Борец с коррупцией обнаглел настолько, что привлёк к делу коллег и начал доить коммерсантов при таможенном оформлении. Похожие задержания проходят в разных регионах ежемесячно.
В апреле на взятке попались замглавы одного из департаментов мэрии Сергея Собянина, целая плеяда столичных налоговиков, руководители следствия в районном ОВД и помощник прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Елена Кишкурно. Ее подозревают в получении взятки в особо крупном размере. В коррупции уличили главного полицейского Омска, руководителя ГИБДД Тюменской области и начальника астраханского управления Росгвардии.
Генрокуратура сообщает, что за полгода в России уволили 300 чиновников. Основание — сокрытие информации о доходах, расходах и имуществе, грубые правонарушения в обход антикоррупционных запретов. Тем не менее, они только потеряли свои должности, а уволили их «в связи с утратой доверия».
Что же за очередные задачи ставит Путин перед антикоррупционными ведомствами, чтобы наконец коррупционерам стало неповадно? Да нового ничего нет. К 15 октября правительство должно выдать предложения по улучшению отчетности о доходах и расходах чиновников, разобраться с получением ими подарков, разработать меры по недопущению нецелевого использования госсредств. Ещё надо усилить общественный контроль, усилить антикоррупционное просвещение граждан. Предлагается даже открыть магистратуру для студентов по программе «Антикоррупционная деятельность». К борьбе с коррупцией хотят привлечь волонтеров. Стукачей что ли? Ну и так далее. И после этого коррупция будет побеждена?
Гиппократу приписывают такую фразу: «лечить нужно не болезнь, а больного». В случае с коррупционерами лечить их бесполезно, они сами вылечатся, если будут понимать, что последует необратимость наказания. Не увольнение с работы в связи с утратой доверия, а реальное уголовное наказание, причём очень жёсткое. Но их по-прежнему только пугают, а им не страшно.
Многочисленные опросы показывают, что у людей растёт недоумение поступками властей. В их действиях последнее время перестал просматриваться здравый смысл. Специалисты «Левада-центра» (который уже включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента) замерили по своим методикам индекс социальных настроений и пришли к твердому убеждению, что социальные настроения в России за последние несколько месяцев заметно ухудшились. За два месяца индекс упал на 7 процентов, индекс ожиданий снизился на 9 процентов. При этом пессимистические ожидания в большей мере связаны с ситуацией в стране в целом, нежели с личными ожиданиями на будущее. Говорят, причиной этому во многом стал и коронавирус. В нынешней ситуации людям приходилось больше рассчитывать на самих себя, а не на помощь государства, которая в сравнении с другими государствами была не столь щедрой. К тому же вкралась привычная бюрократия, а порой и откровенный обман. Ну и коррупционеры погрели руки, на тех же махинациях в госзакуках защитных масок, которые, к примеру, власти Саратовской области ухитрялись покупать большими партиями по 425 и 690 рублей за штуку. То есть маска китайского производства обходилась бюджету примерно в 20 раз дороже существующих средних цен. Это только один пример.
Вот и сейчас нас хотят убедить, что президент всерьез взялся за коррупцию. Так он давно этим занимается, а ситуация только ухудшается. И нет оснований верить, что новые меры её исправят. Как говорил 16-й президент США Авраам Линкольн: «если вы хоть раз обманете доверие своих сограждан, может случиться, что вы навсегда потеряете их уважение».