Татьяна Бочарова: "Мой взгляд на исторический процесс — лес рубят, щепки экономят".
Татьяна, с публикацией на нашем портале фрагментов поэмы "И непобедимы будете" у вас стало больше читателей по всей стране. Расскажите им о себе: где живете, кем работаете, если есть профессия помимо литературы, творческий стаж и достижения?.. Моя автобиография?.. Самое нудное в любом тексте — это автобиография, особенно если там нет подвига, смертельной опасности и крови. Автобиография интересна только тому, кто рассказывает о себе. Не хочу утомлять читателей историей своей жизни. Скажу коротко — я рязанка, врач, член СП России. Дипломы и премии опустим, Бог с ними. Как давно вы пишете стихи? С детства стихи то пишу, то не пишу. Как стала членом союза писателей, больше пишу, чем не пишу. А помните свое самое первое стихотворение? Или яркие эпизоды из детства, связанные с поэзией? Первое стихотворение написала про бабушкин сад, но я его не помню уже, маленькой была. Зато помню, как меня дразнили в детстве фразой из популярного тогда мультфильма про Незнайку – именно мультфильма, книгу мы еще о нём не читали. Так вот, дразнили — "Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик". И все-таки, несмотря на дразнилки, вы продолжали писать!.. Наверное, у вас были очень сильные "учителя" в поэзии? Или идеалы, к которым вы стремились? Кто мои учителя в поэзии? Я очень любила фронтовых поэтов, которые, находясь между жизнью и смертью, написали незабываемые и сильные по энергии стихи. Это Константин Ваншенкин, Юлия Друнина, Константин Симонов, Александр Твардовский, Павел Коган. Еще считаю своими учителями в поэзии Дмитрия Кедрина, Павла Васильева, Татьяну Глушкову, Веронику Тушнову. Да, это имена в русской поэзии безусловные. Но они далеко и высоко, а у кого вы непосредственно учились, "ставили руку"? Из своих собратьев по перу, рязанцев считаю своими учителями и наставниками — Валерия Авдеева, Владимира Хомякова, Николая Васильевича Молоткова. Как вы полагаете, ваша творческая учеба уже закончена, или настоящий автор учится всегда? Моя творческая учеба, естественно, не закончена и не закончится. Когда хвалят — льстят, когда ругают — всегда искренне. Люблю, когда меня ругают, стимулируют меня к работе. Вы живете и работаете в Рязани. На взгляд со стороны, на поэзию, рождающуюся в этом краю, сильное, может быть, даже роковое влияние оказало наследие Сергея Есенина. А как на взгляд "изнутри ситуации" – действительно ли в Рязани пишут "под Есенина"? Вы спрашиваете про роковое влияние наследия Есенина в рязанской литературе? По-моему, оно проявляется везде, в разных сферах нашей жизни. Есенин стал брендом Рязани. Ну, и, конечно, каждый поэт, земляк Есенина, считает своим долгом посвятить стихи Есенину, еще раз в стихах перемусолить его жизнь, его смерть, сделать свои предположения на этот счет. А еще все снова и снова начинают писать стихи о березках и ситцах, подражая нашему именитому поэту. Татьяна Бочарова на Есенинском празднике. Печально, если так, ведь поэзия начинается не с эпигонства, а с оригинальности… Вы сами пишете "под кого-то", как думаете? Только честно! Под кого я пишу? Под всех понемногу, кто мне нравится. А кто вам нравится, кроме тех светил, что названы выше – из ныне живущих известных поэтов? Кстати, можно ли, живя в провинции, не отрываться от всероссийского литпроцесса, знать современные имена, тенденции в литературе? Провинция есть провинция. Чтобы не отрываться от всероссийского литературного процесса, надо быть в центре событий, иметь активную гражданскую позицию, следить за всеми новинками в литературе. Конечно, мы в Рязани часто варимся в собственном соку. Мне из современных поэтов импонируют Вера Полозкова, Дмитрий Быков, Дмитрий Шнайдер. Ну, писать "под Быкова" – уже неплохо, он ведь исключительно техничный поэт. Да и прозаик. А у вас были прозаические опыты? Прозаические опыты были, но до конца я их не доводила, времени просто нет. Значит, все впереди. Теперь поговорим о вашей поэме об Олеге Рязанском. Первая ли это для вас стихотворная вещь крупной формы? И первая ли историческая поэма? Моя поэма об Олеге Рязанском — четвертая по счёту поэма, может быть, эта несколько крупнее предыдущих. Как и почему возник у вас замысел исторической поэмы? По большому счёту, все поэмы у меня исторические, в той или иной степени. Например, "Совдепия" – поэма-воспоминание, поэма-реконструкция сами понимаете какого периода… В чем для вас отличие ""И непобедимы будете" от того, что написано раньше – я имею в виду не эпоху, которой посвящена поэма, а художественный замысел? Что вы хотели выразить этой поэмой? Замысел поэмы про Олега – это оправдать, если можно так выразиться, перед потомками великого человека, князя, схимонаха — Олега (Иоакима в монашестве). Показать отношения между князьями и ханами Золотой Орды с другой стороны, не той, которая "доминирует" в исторических трактовках. Надоело, что в различных передачах по ТВ, литературных произведениях очерняют князя Олега и боготворят (в прямом смысле) князя Дмитрия Донского. Чтобы давать характеристики таким личностям, надо хорошо знать время, в котором они жили. Последней каплей для меня стала поэма Валентина Сорокина "Дмитрий Донской". В этой поэме Олег Рязанский показан предателем и иудой, потому что "не поддержал" Донского на Куликовом поле. Не имел он права очернять историческую личность, не разобравшись в исторических фактах!.. Вас не смущало то, что вы не имеете исторического образования? Как собирали материал для поэмы, какие книги читали? Меня не смущает, что я не имею исторического образования, я же умею читать. При написании поэмы использовала "Историю Рязанского княжества" Иловайского, книги Татищева, "Сказание о Мамаевом побоище", "О приходе Тохтамыша и о пленении им, и о взятии Москвы", Картышовский П.О. "Куликовская битва". Да, вы серьезно подошли к задаче. А какой взгляд в принципе на исторические процессы вам ближе: "Лес рубят – щепки летят" или позиция Достоевского насчет "слезинки ребенка"? Мой взгляд на исторический процесс — лес рубят, щепки экономят. Достоевский – либерал. Можно пожалеть одну слезу у ребенка и погубить тысячи других детей. Пример этого — вакцинация. Не только сегодняшняя, любая! Откажитесь прививать детей от дифтерии, кори – и эпидемия обеспечена. Не могу не отметить, что "классифицировать" Достоевского по его политической позиции чрезвычайно сложно. О том, кем он больше был по взглядам, либералом или консерватором, идут споры уже полтораста лет. Андрей Богданов, например, в статье к 185-летию со дня рождения Федора Михайловича пишет прямо: "Публицистика Достоевского содержит определенный ряд прямых свидетельств его отношения непосредственно к концепциям либерализма и консерватизма; но интересно, что и эти, "прямые", указания включают в себя изрядную долю загадок и неопределенностей, вообще свойственных сложным и глубинным его исканиям истины, бесконечно далеким от канонов…" Достоевский – непознаваемая вселенная, в чем убеждаются его исследователи каждый день. Об этом много говорилось на IX Международном конгрессе "Русская словесность в мировом культурном контексте. Классика и мы: к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского", который прошел в мае 2021 года в Подмосковье. Но в том, как вы сравниваете исторические процессы и вакцинацию, есть рациональное зерно. А как вы сами классифицируете поэму "Олег Рязанский" в плане жанра? На мой взгляд, в ней очень душевно прописаны психологические, любовные и эмоциональные страницы. Так это историческая поэма или все же психологическая? Я склонна считать, что моя поэма написана в повествовательном жанре. Как роман. Только это поэма. В ней есть и лирика, и характеры, выраженные, в том числе, через диалоги, и судьба главного героя. И много авторских размышлений, то есть, по сути, публицистики. Что получилось — судить читателям. Последний вопрос – провокационный. Наш портал публиковал (и вызвал общественный резонанс) интервью о "женской прозе" с женщинами и мужчинами . Теперь дошла очередь и до опроса по "женской поэзии" . Присоединитесь к разговору. Как вы считаете, существует ли "женская проза" и "женская поэзия", и если да, то какие они? Женская проза и женская поэзия существуют. Прежде всего, это повествование от лица женщины, женский взгляд на жизнь: в нем первостепенны отношения с мужчиной и любовь. В женской прозе меньше событий и битв, больше чувств и раздумий. Любопытно, что вы сами в своей поэме гармонично сочетаете и события с битвами – и чувства с раздумьями. Все-таки дело, наверное, не в гендере автора, а в уровне его дарования… Спасибо за интервью! Желаем творческих удач!