Искусствоведы высказались о новой скульптуре на Болотной набережной в Москве
На Болотной набережной Москвы установили скульптуру "Большая глина № 4". Арт-объект стал предметом бурных обсуждений в интернете: жители столицы спорят о его "привлекательности". Разбираемся, почему современное искусство вызвало у горожан неоднозначную реакцию и как оценивают искусствоведы это творение. Искусство на Болотной набережной Необычная скульптура появилась на Болотной набережной 15 августа. Она представляет собой 12-метровый арт-объект в виде бесформенного куска глины. Автор и создатель инсталляции – швейцарский художник Урс Фишер. Идея скульптуры родилась у него, когда он разминал в руках комок глины. Теперь застывший в необычной форме и увеличенный в 50 раз комок могут наблюдать москвичи в центре города. В фонде современного искусства V-A-C объяснили смысл арт-объекта как знак незавершенности и становления. Скульптура останется на Болотной набережной не навсегда, она временная. Однако некоторые горожане уже выступают против ее нахождения в центре столицы и сравнивают внешний вид инсталляции с экскрементами. Особо бурные обсуждения развернулись на странице в Instagram телеведущего Максима Галкина, который одним из первых негативно высказался и высмеял этот арт-объект. К негодованию Галкина присоединилась актриса и юмористка Елена Воробей. "Мать моя! Навалил от души!" – написала она со смайлами в комментариях под фото скульптуры. "Без смысла, но, слава богу, без запаха", – подхватила подписчица Светлана. Однако сформировался и лагерь тех, кто встал на сторону художника и смог по достоинству оценить необычные формы. "На глину тоже можно смотреть по-разному: можно как на грязь, а можно как на шедевр в процессе рождения. Кто что видит", – отмечает пользовательница Мария. "Дело не в плохом искусстве, а в плохом взгляде", – присоединяется Артем. Защитники современного искусства рекомендуют критикам прочитать историю создания скульптуры и попытаться понять, что хотел сказать автор. Следует отметить, что "Большая глина № 4" ранее уже выставлялась во Флоренции на площади Синьории. Новое всегда критикуют Бурные обсуждения вокруг современных арт-объектов в столице поднимаются не впервые. Ранее критике подверглась скульптура Романа Ермакова "Стабильная композиция", выставленная на Красной площади. Горожане сравнили ее с огромными белыми горошинами, непонятно зачем установленными в центре столицы. По мнению искусствоведа, директора Музея имени Андрея Рублева Михаила Миндлина, проблема в восприятии современного искусства может крыться в том, что многие "воспитаны на традиционной структуре". "Вообще доминируют вкусы XIX века. Хотя то, что устанавливалось в XIX веке, казалось тоже эпатажным. Когда в Париже была построена Эйфелева башня, выдающиеся деятели мировой культуры, такие как Виктор Гюго, считали, что это ужас и позор. А сегодня это символ Парижа во всем мире", – пояснил Миндлин в интервью Москве 24. Искусствовед отметил, что в России "наблюдается некая деградация общественного вкуса". Однако есть и те, кто по достоинству может оценить современное искусство, добавил он. "Есть бесконечное множество отзывов представителей новой генерации, молодого поколения, которые только приветствуют это. Им хочется жить в современном городе, а не в среде, от которой пахнет нафталином, как из бабушкиного сундука", – подчеркнул Миндлин. Развитие визуальной культуры Россиянам пока сложно воспринимать такие современные скульптуры из-за низкой визуальной культуры, считает галерист, член Ассоциации искусствоведов Сергей Попов. "Общество так неоднозначно воспринимает, потому что оно все еще чудовищно образованно у нас в России. Это основная причина", – отметил он в диалоге с Москвой 24. Галерист подчеркнул, что с темой неоформленной глины, из которой лепится скульптура, лучшие художники и скульпторы работают последние несколько десятилетий. По мнению Попова, "Большая глина № 4" напоминает именно пластичный, неоформленный материал – глину. "Тем людям, которым эта форма напоминает экскременты, наверное, лучше обратиться к психологу", – добавил эксперт. Попов также отметил, что установка скульптуры в центре Москвы "показывает нашу близость к европейским столицам, в которых раньше эта вещь выставлялась". И если бы арт-объект был выставлен где-то в другом месте, парке, то это бы не было так выразительно, считает галерист. По мнению специалиста, благодаря таким временным инсталляциям у горожан, которые никогда не интересовались подобным искусством, может появиться желание больше об этом узнать и увидеть другие эксперименты современных художников.