Татьяна Филоненко: «Нужно стареть органично, естественно»
Этим летом у заслуженной артистки России, номинанта Национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяны Филоненко сразу несколько счастливых событий - 65-летний юбилей, 45 лет брака с любимым мужем и 25 лет «Театру живописи». Татьяна Филоненко служит в Омском государственном академическом театре драмы с 1977 года. Сегодня её можно увидеть в спектаклях «Время секонд хэнд», «Три товарища», «На чемоданах», «Время женщин». «Ваш ОРЕОЛ» встретился с Татьяной Филоненко в «Театре живописи», чтобы поговорить о юбилеях и о том, как стареть красиво.
- Татьяна Ивановна, сейчас лето, но вы вся в трудах.
- Конечно! На мне основной репертуар «Театра живописи». Ежедневно я повторяю два-три спектакля. С драматическим театром сложно, потому что обязательно нужно иметь перед глазами тексты партнёров, а здесь хорошо - у меня почти всё - монопьесы. Вот так мы с мужем и сидим по разным углам - каждый повторяет своё. У нас мозги постоянно работают.
У Николая Ивановича есть идея сделать спектакль «История одного города» об Омске и о Кутилове. У нас будет больше прозы и акцент на живопись самого Кутилова и омских живописцев. И, кстати, в декабре исполнится 25 лет «Театру живописи». Нам очень помогают наши сыновья. Старший сын Тарас пишет песни к спектаклям, а младший, Лёша, пьесы.
- Сегодня ваши дети - известные люди в сфере культуры. Расскажите, какая атмосфера была в вашем доме в их детстве?
- Мы жили в хрущёвке, в маленькой квартирке. И у нас дома стоял проигрыватель, который практически никогда не выключался. Сыновья с детства слушали Окуджаву, Галича, Визбора, Бачурина, детские пластинки, серию пластинок Высоцкого. Особенно Тарас был пропитан этой музыкой с рождения. Мы репетируем - и он, маленький, с нами танцует. В шесть с половиной лет отдали его на уроки гитары к моей приятельнице. Я как раз родила Лёшу и, держа его на руках, смотрела в окно - на какой автобус сел Тарас. Такой маленький шкет, он ездил один. Я на сцену выходила уже через полтора месяца после родов и в первый, и во второй раз.
- Как вы справлялись?
- Когда я родила Тараса, мама с первых дней нам помогала. Мне пришлось быстро выйти в театр, потому что из 20 наименований репертуара я была занята в 15-ти. В нашей семье у каждого были свои задачи: мама занималась детьми, читала, делала массажи. Я готовила, стирала. На Николае Ивановиче была уборка и тоже стирка. Было тесно, но все друг друга поддерживали, никто ни к кому не лез.
- Вы знаете очень много стихов и великолепно поёте - это тоже из семьи?
- Мы с мамочкой всегда пели песни. И наши с Николаем Ивановичем дети всегда жили в литературной атмосфере, у нас, кроме пластинок и книг, в доме ничего не было. В 80-е годы литература печаталась в журналах. Мы всё скупали, у нас подписки были, коробки журналов. И всё это читалось вслух. Я салатики готовлю, а Николай Иванович читает. Устал читать, передаю ему салатик, он готовит, и уже я читаю.
- Как вы попали в Омский театр драмы?
- В 1977 году я окончила Новосибирское государственное театральное училище. Наш курс был при ТЮЗе, а нашим педагогом оказался Лев Белов. На наше распределение приехали все ТЮЗы и единственная драма из города Димитровграда, рядом с Ульяновском. И вот драма нас как раз и заманила рассказами о гастролях в Болгарию. Мы приехали в этот театр - и это было просто страшно! Я за полтора месяца ввелась на пять главных ролей. Тогда Лев Белов сосватал меня в барнаульскую драму. Там я тоже за полтора месяца на пять главных ролей ввелась. И тут оказывается, что из Омской драмы уходит целая плеяда актёров, Артур Хайкин набирал на смену молодых артистов. Так я в тот же год после окончания вернулась в Омск. И сразу главная роль.
- Вы были очень заняты в репертуаре?
- Да. И мне было приятно, что я входила в число любимых актрис Хайкина. Он говорил: «Танька, опять беру пьесу, не знаю, куда тебя поставить». (Смеётся.) Я со всеми переиграла, что мне дало очень много как актрисе. С Валерией Прокоп мы работали, с Любочкой Трандиной в «Любовь и голуби». С Надей Надеждиной в «У войны не женское лицо». И от каждой, конечно, что-то бралось.
- Вы сказали, что не скрываете свой возраст - 65 лет. Хотя всегда было модно прятать свои годы.
- Ну, во-первых, всё равно всё это видно. Нужно стареть органично, естественно. А потом, мой муж, дорогой, любимый, начинает каждое утро с комплиментов. Даже говорить не буду, столько я получаю комплиментов в течение дня. Ну и потом, мы стареем одновременно. Морщины появляются неожиданно, и от того, что мы с 17 лет вместе, мы их не замечаем друг у друга. Я порой смотрю на старые фотографии и думаю: «Неужели это я?!».
- Откуда столько энергии берёте?
- Я всё время в работе. И когда появилась дача, папа говорил, мол, какой тебе фитнес, я за тобой наблюдаю - сколько ты раз подтянулась, нагнулась, вылезла, подлезла. В сегодняшнем ритме мне всё нравится. Я с удовольствием еду на дачу, работаю там - на диване не лежим. Там у нас вагончик на сваях, к нему веранда пристроена, крылечко. Всем нравится наша зона отдыха - уголочек хвойного леса на берегу Иртыша. В прошлом году мы построили баньку. И нам ребятки ещё сделали летнюю кухню. У меня столешница на улице. Как можно устать от того, что дышишь речным воздухом, лесом? Мне нравится бельё замочить и развесить на верёвках, как в детстве. Даче тоже почти 30 лет. Наверное, чуть-чуть она мне прибавляет молодости.
Ирина Романова
Фото Анны Шестаковой