Войти в почту

«Люди начали искать глубокие смыслы» Как Никола-Ленивец полюбился туристам, рейверам и ценителям искусства

C 23 по 25 июля состоится международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», а местом его проведения традиционно станет самый крупный арт-парк Европы Никола Ленивец, история которого началась еще в 1990-х годах — именно тогда в Калужскую область перебрался московский архитектор Василий Щетинин, за которым чуть позже последовали и художник Николай Полисский, и архитектор Анна Щетинина с дочерью Юлией Бычковой, и дизайнер Василий Копейко. В 2006-м Полисский провел первое «Архстояние», которое навсегда изменило это место: из необустроенной деревушки под Калугой Никола-Ленивец превратился в центр притяжения для ценителей искусства, простых туристов и любителей рейвов на природе. «Лента.ру» рассказывает, какие трансформации пережил проект за последние 20 лет, чего ждать от 16-го «Архстояния» и почему сегодня Никола-Ленивец по-прежнему остается одной из самых необычных достопримечательностей России.

«Люди начали искать глубокие смыслы» Как Никола-Ленивец полюбился туристам, рейверам и ценителям искусства
© Lenta.ru

Территория праздности

Согласно данным археологических раскопок, первые поселения в этой местности появились не позднее III века. Свое название деревня получила гораздо позднее, в XV веке. Считается, что это произошло, когда на местных жителей напали враги с другого берега реки Угры, а население, недовольное таким вторжением, случившимся в канун дня святого Угодника Николая, решило не давать отпор, а пустилось во временное бегство. Противники решили, что одержали легкую победу, и начали праздновать — иными словами, довольно быстро обленились, в то время как жители Никола-Ленивца собрались в лесу и внезапно нанесли ответный удар по врагам. Так деревня обрела свое имя: в честь Николая Чудотворца, а также в честь расслабленного и ленивого состояния, которое догоняет каждого, кто туда приезжает.

Впрочем, если вернуться к идеологу проекта Полисскому и его единомышленникам, то становится ясно, что в их случае ни о какой праздности речь не идет. Переехав в место, где их окружало всего лишь семь старых ветхих домов, они стремительно начали оживлять окружающую территорию. В 1995 году в деревню перебрался бизнесмен Игорь Киреев, который отреставрировал Троицкий храм, а три года спустя появилась дорога к Никола-Ленивцу. В 2002-м на территории парка был размещен первый лэнд-арт — «Снеговики». Заручившись поддержкой жителей близлежащих деревень, Полисский создал в Никола-Ленивце целую армию снежных фигурок, а через несколько лет сумел привлечь в это важное для себя место гостей из других городов и стран, художников, архитекторов и заинтересованных людей, причастных к появлению «Архстояния». К работе над территорией были подключены и выходцы из Версальской высшей садовой школы, однако, как вспоминал куратор фестиваля Антон Кочуркин, их идеи не сразу нашли отклик у руководства национального парка «Угра», частью которого является Никола-Ленивец. У стремительно расширяющегося мероприятия поначалу возникали конфликты с парком, а позднее представители «Угры» хоть и пошли навстречу, но препятствовали воплощению некоторых идей — например, просили не трогать территорию у реки, которая, по словам Кочуркина, могла зарасти и значительно снизить ценность места.

Иван Полисский

Сын Николая Полисского и управляющий партнер арт-парка Никола Ленивец Иван Полисский рассказал, что теперь эти конфликты позади, а их с «Угрой» связывает давняя дружба. «Сейчас делаем много совместных проектов, поскольку Никола-Ленивец формирует существенный вклад в туристический интерес к природным территориям национального парка и при этом заинтересован в построении деятельности на принципах экологичности», — отметил Иван Полисский.

Творцы всех стран, объединяйтесь

В 2006-м «Архстояние» собрало 17 архитекторов, которые построили на территории Никола-Ленивца первые объекты. Некоторые их них дожили до наших дней, включая «Николино ухо» Влада Савинкина и Владимира Кузьмина или «Блиндаж» Алексея Козыря, некоторые — растворились под гнетом природы. Уже тогда, задолго до прихода моды на экологичность, создатели фестиваля озаботились вопросом бережного отношения к территории и потому работали исключительно с натуральными материалами вроде дерева или сена. В 2009 году был возведен и, пожалуй, один из наиболее запоминающихся объектов арт-парка — двухэтажное здание с 21-й дверью «Ротонда», созданное по проекту Александра Бродского.

Основатель группы компаний «Связной»Максим Ноготков несколько лет финансово поддерживал мероприятие, а в 2010-м году купил 612 гектаров земли в Никола-Ленивце и занялся дальнейшим развитием парка. Он был спонсором проекта несколько лет, но в 2015-м бизнесмен потерял половину активов, а компания «Архполис», спонсировавшая «Архстояние» и «Ночь новых медиа» (фестиваль цифрового искусства и электронной музыки), прекратила свое существование. Так Никола-Ленивцу пришлось перезапускаться заново, а его команде — искать дополнительные источники дохода. Они уделили особое внимание собственному бюро, которое занялось социокультурным проектированием для других территорий, и продолжили налаживать связи с местным сообществом. В 2019 году продюсер фестиваля «Архстояние» Юлия Бычкова рассказала, что мероприятие сотрудничает примерно с сотней жителей ближайших деревень и пристально следит за их карьерным ростом: «Люди, которые приходили официантами в кафе, доросли до поваров. Нам очень важны партнерские проекты, например, большой заезд на практику почти 40 студентов Академии народного хозяйства и госслужбы и иностранных преподавателей».

Бычкова отмечала, что немалую финансовую роль играют и фестивали, привлекающие в парк свежую аудиторию. По словам Ивана Полисского, люди приезжают как компаниями, так и семьями с детьми и парами. «Парк в целом и "Архстояние" в частности посещают люди, которые находятся в поиске ощущений свободы, простора, которые умеют наслаждаться визуальным искусством и красотой пейзажа. Обычно это москвичи, люди чуть старше 25, те, кто путешествует ради впечатлений, новых опытов и готовы это делать на своем или каршеринг-автомобиле», — пояснил Полисский.

Как рассказали в команде фестиваля, в прошлом году на мероприятие приехали порядка 11 тысяч человек. В этом году, судя по продажам билетов, ожидается такое же количество гостей. «Архстояние-2021: Личное» пройдет с 23 по 25 июля и впервые охватит не только обширную программу, связанную с искусством, но и большой музыкальный пласт: от меланхоличных Mujuice и «Синекдоха Монток» до гипнотизирующих представителей объединения Leveldva Music. 16-й по счету фестиваль, разумеется, не обойдется без новых объектов. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов презентует конструкцию «Русское идеальное», которая будет представлять трубу с жилой ячейкой внутри и вполне сможет стать полноценным домом. Художник Владимир Наседкин возведет ироничный проект «Пьяный забор», напомнив не только о страсти россиян к заборам, но и о том, что страна держит курс то на Запад, то на Восток. А художница-график Василиса Прокопчук и IT-архитектор Евгений Брагин подарят фестивалю «Непроходимую чащу» — объект с подвижными стенами из свисающих ветвей, направленный на развитие интуиции и внутреннего чувства ориентации в незнакомом пространстве.

Сохранить и приумножить

По словам Ивана Полисского, несмотря на то что «Архстояние» остается визитной карточкой Никола-Ленивца, в арт-парк едут не только за искусством: «События в Никола-Ленивце сейчас формируют лишь 5-10 процентов от годовой посещаемости, поэтому, если говорить о развитии новых проектов, они скорее будут направлены на то, чтобы поддерживать интерес к ежедневным визитам в парк. Хотя, конечно, главным образом это можно сделать при помощи новых произведений в коллекции или каких-то специальных инсталляций или перформансов длиной в несколько недель».

Сегодня, помимо «Архстояния», Никола-Ленивец привлекает обычных туристов, желающих скоротать выходные на природе, и тусовщиков. Пять лет назад на территории арт-парка обосновался Signal — фестиваль, который хоть и продолжает традицию магического преображения территории и возведения необычных объектов, но все же делает серьезный упор на музыку и активно поддерживает не только экспериментальных артистов, но и промокоманды, обычно нацеленные на клубные площадки. Здесь же проводят «Архстояние Детское» и зрелищную «Масленицу», которая не ограничивается поеданием блинов, а превращается в запоминающийся перформанс. Вместо привычного чучела в Никола-Ленивце год за годом сжигают такие арт-объекты, как «Бастилия», «Жар-птица» или даже «Замок корона-людоеда». Традиция зародилась еще в 2001-м году — тогда «первооткрыватели» решили обуздать стихию и сделать огонь соавтором своих произведений.

При этом болевой точкой Никола-Ленивца видится не разнообразие мероприятий и уж тем более не их качество (в этом вопросе арт-парку удивительным образом удается держать планку), а сохранение накопленных достижений в виде уникальных объектов искусства и удобной инфраструктуры. На их состояние нередко жалуются гости, которые высказывают недовольство в соцсетях проекта, и управляющий партнер Никола-Ленивца подтверждает, что многие сооружения действительно нуждаются в обновлении. «Содержанием коллекции арт-парка, появлением новых объектов на территории, а также развитием туристического бизнеса занимается компания "Бюро Никола-Ленивец". Она обеспечивает постоянный уход за парком, поддерживает арт-объекты, многие из которых требуют капитального ремонта, и запускает новые проекты в рамках фестивалей "Архстояние", «Масленицы» и других программ, например, арт-резиденции», — отметил Иван Полисский.

И если силы времени и природы все же сказываются на территории, то разбушевавшийся коронавирус играет ее руководству только на руку. Пандемия лишь усилила интерес к Никола-Ленивцу, и, по мнению Полисского, внимание к проекту продолжит расти, пока города не начнут существенно меняться.

Действительно, и без того укрепившийся в статусе оригинальной достопримечательности Никола-Ленивец продолжает привлекать самую разношерстную публику вопреки существующим трудностям. Объяснить этот феномен довольно просто: кажется, это первое и на данный момент единственное место в России, где природная красота так органично соседствует с красотой искусственной, созданной руками человека. Причем и то, и другое существует не в качестве застывшего памятника, а в качестве живого организма, отслеживающего тренды, реагирующего на новые запросы общества и бесконечно ищущего пути для развития. Именно это непрерывное движение и делает Никола-Ленивец уникальным местом, которому прощают шероховатости и куда продолжают приезжать из года в год.