Войти в почту

Драка ради искусства: как подростки, состоящие на учете в полиции, стали актерами театра

Подростки, которые числятся на учете в полиции, стали актерами «Трудного театра». Труппа юных артистов на перевоспитании ставит спектакли и колесит с гастролями по городам России.

Драка ради искусства: как подростки, состоящие на учете в полиции, стали актерами театра
© Вечерняя Москва

Сцена Учебного театра ГИТИСа больше похожа на съемочную площадку боевика. Парни и девушки отвешивают друг другу звонкие пощечины, заламывают руки, бьют своих партнеров по ногам, чтобы те упали на пол.

А лежачих еще и добивают сверху. К счастью, все это не взаправду. Это лишь часть театрального действия. Так подростки из ростовского социального «Трудного театра» постигают основы сценического боя под руководством заведующего кафедрой сценической пластики ГИТИСа Айдара Закирова. Актеры разбились по парам. Ребята уже давно знают друг друга, а потому бой проходит довольно весело.

Сначала подростки имитируют удары, а потом со смехом помогают друг другу встать. По словам Айдара Закирова, такая сплоченность очень важна.

— Главное в сценической пластике — постараться быть удобным своему партнеру. Это значит думать не только о себе, но и о коллеге по сцене, подстраиваться под него. И тогда все получится, — рассказывает Закиров.

Педагог ходит между парами и контролирует каждое движение учеников. Он останавливается, сам показывает, как правильно выполнять упражнения, и подсказывает, как «бить» правдоподобнее.

— Когда актер наносит удар в живот, можно незаметно подставить ладонь под кулак. Тогда получится звонкий шлепок, из-за чего сцена будет более убедительной, — объясняет Закиров ребятам.

Следит педагог и за безопасностью актеров. Каждый удар должен быть плавным, бить сильно и спешить нельзя. Ведь любое резкое движение может нанести травму. Но именно риск и адреналин делают занятие для актеров таким увлекательным.

— Я специально решил показать ребятам схемы сценического боя, чтобы максимально увлечь их динамичными упражнениями и донести мысль о том, как важно контролировать свои движения, — отметил Айдар Закиров.

Актер «Трудного театра» Максим Шаповалов постигает азы сценического боя, аккуратно нанося удар в живот своему партнеру по сцене. Кулак молодого человека останавливается в сантиметре от тела «противника». Его коллега сгибается будто от боли, чтобы выглядело правдоподобно.

— Сейчас мы готовим спектакль «Легенда рыцарства» по мотивам повести Роберта Стивенсона «Черная стрела». Я буду играть главную роль — рыцаря Дика Шелтона. Так что меня ждут сцены боя, — поделился Шаповалов. — Я много тренируюсь, хочу, чтобы все выглядело идеально. А преподаватель мне здорово помогает. Я наконец-то разобрался в некоторых схемах боя.

На занятии присутствует и руководитель молодежного отряда «Волонтеры премьеры» Владислав Титаренко. По словам Владислава, сценический бой — отличный способ направить подростковую энергию в нужное русло, ведь актеры ростовского социального «Трудного театра» — подростки, которые состоят на профилактическом учете в отделах полиции и комиссиях по делам несовершеннолетних.

— Агрессию мы переводим в актерскую практику. Лучше драться на сцене, чем на улице, — добавил Владислав Титаренко.

Театральное искусство создатели театра используют как способ перевоспитания и культурного досуга. Труппа часто ездит по разным городам России, дает спектакли, участвует в мастер-классах и фестивалях.

— Мы ставим около 15– 20 спектаклей в год для разной аудитории. Очень часто на нас приходят посмотреть такие же трудные подростки. Такая система «равный равному» дает хорошие профилактические результаты, — рассказала специалист Российского государственного университета правосудия, режиссер «Трудного театра» Светлана Пахомова.

После «криминального» мастер-класса ребята выступили на сцене ГИТИСа со спектаклем «Бабий бунт: новости из станицы».

— На такой профессиональной площадке, где совершенно другой свет и звук, чувствуешь себя намного увереннее, — признался Максим Шаповалов после премьеры.

ВЕКИ ИСТОРИИ

Кафедра сценического движения и пластики актера — одна из старейших в ГИТИСе. Преподавание фехтования, ритмики и многих других дисциплин, в том числе и танцевальных, ведется в вузе с 1930 года. Однако в общей структуре ГИТИСа кафедра получила статус самостоятельного подразделения лишь в 1945 году. Официальной датой основания кафедры принято считать 1 января 1946 года. Первым ее заведующим была профессор Антонина Шаломытова-Романова. Основным предмет, преподаваемым там, было сценическое движение. Эта дисциплина сформировалась в театре в 30-е годы XX века благодаря практическому опыту педагогов, занимавшихся развитием и воспитанием пластической культуры актера. Сейчас этот предмет является базовым в ГИТИСе.