Войти в почту

«Зачем знать, сколько здесь накопилось зла?»: в Мастерской Петра Фоменко премьера спектакля «Седьмой подвиг Геракла»

«Не успеешь на минуту забыться, а тебя уж в памятник…» (Геракл)

«Зачем знать, сколько здесь накопилось зла?»: в Мастерской Петра Фоменко премьера спектакля «Седьмой подвиг Геракла»
© Мир24

В Мастерской Петра Фоменко Евгений Каменькович поставил первую пьесу Михаила Рощина «Седьмой подвиг Геракла». Автор написал ее в 1963-м году, но напечатали ее только в 1987-м, а сыграли в первый раз в 1988-м в театре «Современник-2» в Москве. Тогда она имела немалый успех, но и сегодня зрители аплодируют стоя, подолгу не желая отпускать артистов со сцены.

«Это еще один способ вранья – взять и сказать правду, ведь никто не поверит…» (Тезей)

В Элиде царят грязь и смрад. Здесь давно уже не пахнет розами и морем, «навозом провоняла Элида». Царь Авгий (Алексей Колубков) не чистит свои конюшни. А сами люди, населяющие область на западном побережье полуострова Пелопоннес, «обслуживая скотов, сами стали скотами» и подчиняются только богине лжи и обмана Ате (Мария Большова).

И вот «просыпается Геракл» (Никита Тюнин, Вениамин Краснянский), намеренный очистить Элиду от всех нечистот и заодно напомнить жителям области, что они – люди. Но никто здесь не намерен ничего менять. Все привыкли жить во лжи и обмане. Даже в конюшнях уже давно нет лошадей, а только быки. И это тоже своего рода самообман.

Ложь и лицемерие в Элиде достигли таких размеров, что Ата буквально возносится над остальными действующими лицами – ходит на ходулях и смотрит на всех свысока.

– Ты проснулся, Геракл?

– Я задумался…

На сцене огромное количество быков – белых, красных, а потом и золотых – надувных, как воздушные шары. Они заполняют почти все пространство, не оставляя порой даже места действующим лицам. А огромная металлическая конструкция на заднем плане больше похожа не на загоны, а на клетки, внутри которых, кстати, люди оказываются чаще, чем животные, для которых они предназначены. Сценография Марии Митрофановой, с одной стороны, проста, но с другой – достаточно символична.

А художник по костюмам Мария Боровских наделяет персонажей довольно «говорящими» костюмами, четко распределяя между ними цветовую гамму. Так, Геракл, который должен спасти мир от лжи и фальши, ходит в белой фуфайке и темных очках, которые, судя по всему, и не позволяют ему как следует разглядеть реальность. Антиопа, царица амазонок (Екатерина Смирнова, Стефани Елизавета Бурмакова), носит в поисках любви достаточно откровенный наряд, а Ата – вся в черном, как и полагается всему, что считается злом. В общем, герои тут в белом, зло – в черном, а остальные – в безликом сером, да еще и пронумерованы, как безмолвные рабы.

«Люди не переменились, стали еще подлее и мельче…»

В целом это, конечно, совсем не персонажи Древней Греции. Но и о временах написания пьесы – Советском Союзе – тоже напоминает разве что фуфайка Геракла. Это, скорее, наше ближайшее будущее, а, может быть, даже уже и настоящее.

И кто знает, когда уже проснется тот самый Геракл, который очистит, наконец, все от смрада и лжи? И напомнит людям, что они, то есть мы – это люди, а не скоты? И вновь повсюду будет аромат моря и роз, а не навоза, «Зевс тебя подери»? И установят памятник не «ночному горшку», а настоящему герою?

И, конечно, этот герой наткнется на активное сопротивление: «Ты хочешь напомнить им, что они люди? Ты сделаешь их еще несчастнее…» «Да Зевс его знает», когда это будет. Быть может, такой герой есть в каждом из нас – нужно лишь присмотреться? Начать, как говорится, с себя? И тогда каждому из нас откроется истина вместо лжи и обмана…

«А то, что касается истины... Ты уверен, что знаешь, какая она?» (Авгий Гераклу)

И как бы ни ответил на этот вопрос каждый сидящий в зале, а богиня лжи и обмана Ата в финале хоть и снова на ходулях, но – в розовых очках! И об этом уж точно стоит подумать…