Тайна святых пещер. Сокровища Печерского монастыря
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь - один из самых известных и «намоленных» в России: почти за 550 лет своего существования он ни разу не закрывался и не прекращал службы. Пресс-служба Главгосэкспертизы России спустилась в самое таинственное место монастыря - его пещеры - и изучила их историю.
Название города Печоры, где расположен монастырь - а это, кстати, самый западный, не считая Калининграда, населенный пункт России, представляет собой старославянский вариант слово «пещеры». По легенде, как-то раз изборский крестьянин Иван Дементьев пошел в лес заготавливать дрова и, свалив одно из деревьев, увидел под ним вход пещеру, где обитали монахи-отшельники Киево-Печерской лавры, спасшиеся от татар. Причем над ее входом имелась надпись: «Богом зданные пещеры». Тут Иван понял, почему местные охотники рассказывают об ангельском пении, которое иногда раздается из-под земли.
Эти события летопись датирует 1392 годом, а в 1472-м другой Иван, точнее, Иоанн – православный священник, который бежал в эти места из Дептра (сегодня – Тарту), где стали заправлять немцы-католики, – основал здесь Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Вокруг него выросло поселение Печоры. Через сто лет монастырь разбогател, а поскольку он расценивался как важный стратегический пункт, то решено было обнести обитель стенами, установить крепкие ворота и построить девять сторожевых башен.
Самая высокая из них, двадцатипятиметровая Башня верхних решеток, до сих пор стоит на дне оврага, где протекает ручей. В нижней части башни находится каменная арка, которая закрывается железной решеткой, чтобы враги не проникли в крепость. Внутри монастырских стен построили каменную Благовещенскую и надвратную Никольскую церкви. Вскоре монастырская крепость выдержала осаду польского короля Стефана Батория, затем - войска Яна Ходкевича, а позже, в годы Северной войны, и нападение шведской армии.
В 1782 году указом Екатерины II Печоры получили статус города, который стал центром Печорского уезда. В 1812 году, в честь избавления Пскова от нашествия французов в Отечественной войне, было построено крупнейшее здание монастыря, собор во имя архангела Михаила. Также на территории обители есть Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет общий фасад с соборной Успенской пещерной церковью. Именно пятикупольное завершение крыши Покровского храма – самая узнаваемая деталь монастыря. Кроме того, в монастыре сегодня сохранились Сретенская и Благовещенская церкви, храмы святого Лазаря и Николы Вратаря. В 1523 году здесь была построена Большая Звонница с семнадцатью колоколами. Три самых крупных из них – подарки Ивана Грозного, Бориса Годунова и Петра Великого. Вообще, в монастыре побывали многие монархи. Об этом свидетельствует, например, карета Анны Иоанновны, которую сегодня можно увидеть у входа в обитель. Императрица приезжала в Псково-Печерский монастырь в октябре 1732 года, а когда собралась назад в Москву, выпал снег. Анна Иоанновна была вынуждена оставить коляску и пересесть на сани.
После революции 1917 года и до окончания Второй мировой войны в 1945-м монастырь находился в границах Эстонии, поэтому и не был закрыт – в отличие от всех других монастырей на территории СССР.
Главная и древнейшая церковь монастыря - пещерный храм в честь Успения Божьей Матери. Здесь хранятся главные святыни обители - образ «Умиление» и икона Успения Божией Матери, которая во время польской осады спасла монастырь. В память об этом появилась традиция - каждый год в седьмую Неделю по Пасхе совершается крестный ход, только теперь икону носят внутри обители - из Успенского в Михайловский храм и обратно. Такой же крестный ход совершается и осенью, 20 октября, на праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».
В Успенском храме находятся древние фрески с изображением святых отцов: преподобных Антония Великого и Антония Киево-Печерского. В глубине собора, в специально устроенной нише покоятся мощи святого игумена Свято-Печерского монастыря преподобномученика Корнилия, который основал Успенский собор. По традиции каждое утро здесь совершается братский молебен.
Как появилась традиция не хоронить умерших монахов, а устанавливать гробы с их телами в нишах пещер Свято-Успенского монастыря?
Вспомним Иоанна, основавшего в XIV веке обитель. Он прибыл в места, где сегодня находятся Печоры, со своей женой Марией в поисках покаяния и спокойной уединенной жизни. Через некоторое время Мария тяжело заболела и умерла, приняв перед смертью монашеское имя Васса. Иоанн похоронил жену перед входом в пещеры, однако на следующее утро обнаружил гроб на поверхности земли. Священник вновь отпел покойную и второй раз похоронил ее, но на следующее утро чудо повторилось. И тогда Иоанн сделал в стене пещеры нишу и поставил гроб туда, а сам принял монашеский постриг с именем Иона и в свое время упокоился в нише пещеры рядом с супругой.
С тех пор насельников, а также благочестивых паломников и защитников монастыря хоронят в пещере. Их тела не тлеют, не испускают зловония, но тихо превращаются в благородный прах. Предположительно, сегодня здесь находится около десяти тысяч захоронений. Здесь же похоронен умерший в 2006 году архимандрит Иоанн, в миру Иван Крестьянкин, один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конце XX - начала XXI веков. Здесь погребены останки и отца Алипия, наместника монастыря в 1959-1975 годах. В своей мирской жизни, будучи еще Иваном Вороновым, он участвовал в войне, дошел до Берлина, потом был художником. В душе он им и остался.
Михаил Шемякин, который в юности два года провел в Печорах послушником, вспоминал, как реставрировал лики серафимов на церковных стенах, а отец Алипий придирчиво наблюдал за этим и громко критиковал работу будущего лауреата государственной премии Российской Федерации, художника, талант которого оценил весь мир. Когда Шемякин предложил тому показать, как надо, Алипий, подхватив рясу, тут же полез на хлипкие леса. Конструкция зашаталась. «Мы упадем!», - запаниковали реставраторы. «Со мной не упадете», - уверенно ответил Алипий и оказался прав.
Этот человек был личностью многогранной, правдивой, проповедником от Бога. Сегодня отец Алипий лежит в нише «пещеры зданной Богом», и каждый день посетители некрополя обращают к нему, как и к другим святым старцам, самые сокровенные свои просьбы.
Фото: psktour.ru, inpskov.ru,pskovo-pechersky-monastery.ru