Рабство как «милосердный бизнес»
Окончание – начало здесь.
По всей России действует система невольничьего труда, являющаяся «нормой». Под разными вывесками и организационно-юридическими формами с обще-условным названием «работные дома». В предыдущей публикации говорилось, что подобные заведения буйно «разрослись» у нас в период пандемии — из-за оттока мигрантов. Заодно обнажились и новые законодательные прорехи, благодаря чему пережитки прошлых веков активно процветают до сих пор - сообщил руководитель организации «Альтернатива» (помощь бывшим невольникам и сбор информации о противодействие этому явлению) Олег Мельников.
По его словам, до стадии возбуждения уголовного дела (не говоря уже о полноценном судебном процессе) в нашей стране доходит крайне малая часть происшествий. «В России за последние пять лет возбуждено 17 дел, связанных с насильственным удержанием людей в рабдомах, - говорит он. - В то же время в Казахстане, где население в несколько раз меньше, но данный вид «занятости» тоже распространен, за только последний год насчитывается 550 уголовных дел».
По мнению собеседника, такая разница объясняется, в том числе и юриспруденцией: «В Казахстане закон в этом плане проще, статьи Уголовного кодекса (и других сводов правовых норм) четче формулируют само понятие «рабство» и связанные с ним последствия. В России такой ясности нет, что тормозит работу полиции, когда ее сотрудники принимают заявления, скажем, от лиц, сумевших вырваться и убежать от невыносимых условий содержания».
Конечно, попадающий в такие дома контингент в значительной степени состоит из «отверженных» - бывших заключенных, наркоманов, бомжей. Мало того, что эта публика, прямо скажем, не искушена в правовых тонкостях, так еще и нынешние правоохранители не горят желанием им помогать. А ведь доказать, что имело место незаконное лишение свободы (ч 1 ст 127 УК РФ) порой крайне сложно - будущий работник сразу подписывает бумаги , где указывается, что пришел добровольно и согласен на всё. К этому стоит добавить долгий сбор доказательств, а перед обездоленным, кроме участия в правовых процедурах (допросах, очных ставках, опознаниях) стоит вопрос питания и проживания.
Мельников упомянул недавний случай «индивидуального рабовладения», произошедший с жителем Ставрополья Дмитрием Бурцевым - отправился на заработки и очутился в рабстве. Работал на ферме, пас коров, овец. Дважды пытался бежать, третья попытка едва не стоила жизни — рабовладелец настиг Бурцева на трассе и переехал автомобилем, бросив умирать. Однако беглецу повезло — его случайно подобрали и отвезли в больницу. Движению «Альтернатива» удалось установить, что находился бедолага неподалеку от поселка Молодежного Якшульского района Калмыкии. Сейчас подозреваемый задержан. Пострадавший проходит длительное лечение.
В предыдущей публикации упоминалось нашумевшее дело организации «Преображение России», закрытой решением суда в 2011 году. Ее начальники тогда получили различные сроки лишения свободы. Но у некоторых из «преображенцев» соблазн использовать дармовую рабсилу не пропал — кое-кто из них замечен в списках учредителей скандально известного производственного кооператива «Спарта» (где, согласно информации масс-медиа, обездоленных лишали документов и били). Вряд ли подобный бизнес смог бы развиваться без заинтересованности со стороны иных чиновников и силовиков — в «Альтернативе» подтвердили обоснованность таких подозрений.
Конечно, мазать черной краской всех не стоит. По данным общественников, лучше всего дела обстоят в организациях, действующих при церковных приходах. К таковым относится благотворительная сеть «Ной» при РПЦ. Там сразу предупреждают, что трудиться придется за еду и крышу над головой, денег на руки не дают, но если человек пожелает покинуть заведение — ему купят билет и дадут немного на карманные расходы.
Кроме того, в Казани в поселке Вознесение действует работный дом «Надежда», жалоб на который не поступало. Вроде нормальное питание, сносные условия проживания. Понятно, что владелец — вовсе не сердобольный гражданин, затеявший проект из сострадания к ближним. По словам бывших обитателей «Надежды», немногим более чем за год работы заведения, он, видимо, неплохо поправил свое материальное положение. Плюс послабления в проверках контролирующих органов — имидж «благодетеля» дает о себе знать.
Наверное, питать иллюзий к «милосердному бизнесу» не следует. К примеру, не было их у великих писателей - Чарльза Диккенса (не одну страницу посвятившего ужасным условиям содержания в работных пристанищах), Гилберта Кита Честертона (искренне ненавидевшего таких брезгливых и снисходительных «филантропов» — они у него всегда отрицательные персонажи). А отечественный публицист Исаак Шкловский, побывав в 1898 году в работных домах Лондона, написал такие строки: «Прежде чем туда пойти, человек должен вытравить в себе остатки самоуважения...».
В 21 веке мало что изменилось.