Андрей Платонов - главный герой Платоновского фестиваля искусств в Воронеже
Драматический перформанс "Время, которое я у вас займу, будет коротким" объединил десять артистов Воронежского камерного театра и Воронежского ТЮЗа . На протяжении почти шести часов перформеры читали монологи из писем Андрея Платонова. Каждый из артистов составил свой сорокаминутный текст из наиболее резонирующих фрагментов. Зрители садились на стул напротив и, глядя в глаза актеру, становились адресатами посланий. По мысли куратора проекта Полины Кардымон (г.Новосибирск), перформеры таким образом должны были найти точки уязвимости и вступить в искренний интимный разговор со зрителями, отразив разные грани личности Андрея Платонова. Фото: Андрей Парфёнов Полина Кардымон также стала автором перформанса "Котлован" . Ей предстояло копать под запись фрагментов из одноименного романа А.Платонова, доносившуюся из рупоров. Девушка в свадебном платье с лопатой в руках несколько часов занималась физической работой, заранее зная, что вырытая яма будет закопана. В своем проекте П.Кардымон стремилась отразить бессмысленность бесконечного монотонного труда и трату жизненных ресурсов на пустоту. За ходом перформанса можно было следить онлайн, а можно было наблюдать за происходящим на дамбе железнодорожного моста и даже присоединиться к работе. Фото: Андрей Парфёнов На берегу Воронежского водохранилища прошел и хореографический перформанс "Новая земля" Анны Щеклеиной (Екатеринбург). Артисты танцтруппы Камерного театра исследовали непривычное пространство, задающее рисунок движений перформеров. Песок, зыбкий и непостоянный, создавал ощущение неизвестности, созвучное исследованию нового платоновского мира. Самым масштабным перформансом оказалась site-specific опера "Жители родного города" по мотивам одноименного рассказа А.Платонова. Автором выступил проект из Москвы "Геометрия звука". Композитор-постановщик спектакля - Даниил Посаженников, художник-постановщик - Анна Кострикова. В опере принял участие хор Воронежского театра оперы и балета, музыканты Воронежского института искусств. Объектом исследования выступил сам город, и знакомство с ним началось с вокзала. Специально для проекта был выделен электропоезд, который отвез участников перформанса с Курского вокзала на центральный вокзал "Воронеж-1". Таким образом, пассажиры входили в город уже в новом состоянии гостей. На перроне участников ждали музыканты и машинисты поезда, дополнившие гудками инструментальные и вокальные партии. В подземном переходе напевали женщины-цветочницы, а фойе вокзала на некоторое время превратилось в концертный зал. Музыканты и артисты хора исполнили оперу, отражающую объемное, многоголосное звучание города. Закончился перформанс на площади перед вокзалом, своеобразным приглашением продолжить знакомство с Воронежем. Архангельский театр кукол представил спектакль "Фро" в постановке Петра Васильева. Жизнь героев в нем течет на железнодорожной станции, их циклы совпадают с ритмами поездов, а область знаний, которую они стремятся изучить, находится внутри машин и механизмов. Герои, меняя локации, приезжают в маленьких вагончиках, стыкующихся друг с другом. Под стук колес развивается и личная история Фро, которая растворяется в любви к своему мужу, уехавшему в дальнюю и длительную командировку. Она буквально не может жить без любимого и, чтобы вернуть его, даже придумывает отправить телеграмму с вестью о своей болезни. Не замечает героиня потребностей и чувств отца, тихого, любящего, готового идти на жертвы ради любимой дочери. Привязанность Фро эгоистичная, сильно внешне выраженная, захватывает все мысли девушки. Но время, кажется, научит героиню и другим проявлениям любви. В финале она располагается на станции и уже спокойно ждет новой встречи с мужем. Фото: Андрей Парфёнов Московский художественный театр им. А.П. Чехова , впервые принявший участие в Платоновском фестивале, привез "Ювенильное море" – премьеру нынешнего театрального сезона. Режиссер Наталья Назарова добавила в инсценировку фрагменты повести "Впрок", рассказов, ранних пьес, сценариев, дневников Платонова и жанрово определила свою работу как комедию. Герои спектакля убеждены, что способны построить новый прекрасный мир, создать дивный оазис среди песков пустыни, добравшись до подземных вод – ювенильного моря, им под силу зажечь новое солнце и упразднить ночь, они даже верят, что смогут воскрешать мертвых. Потому и место Бога может занять любой желающий, как, например, кочегар Антон Иванов, взявшийся за обязанности Творца и проповедующий святую коллективную жизнь. Все бы ничего, только батарейка все время садится и на постой не берут. Приступив к воплощению большого общего дела-мечты, новый председатель совхоза с говорящим названием "Доброе начало" Надежда Босталоева (Вероника Тимофеева) сталкивается с абсурдной действительностью. Материалы для создания вольтовой дуги, способной достать до ювенильного моря, получить практически невозможно. А пока целеустремленная Босталоева ходит от одной инстанции к другой, совхоз приходит в упадок и реанимировать его не способна никакая чудо-машина, сконструированная инженером Николаем Вермо (Евгений Перевалов). Очень красноречивым оказывается финал. Николай Вермо вступает в схватку с Богом, причем не только метафорически. Инженер убивает противника и запускает свою машину. Грандиозная идея оборачивается великим разочарованием, и ювенильное море как идея всеобщего счастья так и остается иллюзией. Спектакль Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова "Корова" родился из эскиза, созданного в ходе лаборатории "Электрификация", которая прошла под руководством Александра Вислова в Новокузнецком драматическом театре . В его основе – одноименный рассказ и письма Андрея Платонова. Пространство сцены делится светом на три части. Слева на кровати с панцирной сеткой сидит мальчик и смотрит на проекцию живой коровы на стене. В центре молча стоит женщина, обращенная в зал, мать, которой суждено потерять сына. Справа – отец, сидя спиной к залу, читает письма А.Платонова. В своих посланиях писатель признается жене в любви, которая становится для него религией, смыслом, опорой, просит беречь сына, ведь его потеря для автора равносильна смерти. Позже мы узнаем, что повзрослевший Тотка оказывается в тюрьме, и отец прикладывает все усилия, чтобы освободить сына. Однако Платон, подорвавший здоровье в лагерях, на свободе проживет недолго. На протяжении спектакля на стену проецируется текстовая справка о коровах: значение слова, количество особей, которых ежедневно убивают на еду, продолжительность жизни, беременности, особенности восприятия. Оказывается, что между людьми и коровами много общего, и животное, потерявшее ребенка, так же страдает и мучается в своем безутешном молчаливом горе.