Поросята победили волка: в костромском театре кукол – невиданный скандал
По нашей информации (мы обратились за комментарием в департамент культуры, на момент публикации текста его не было), формальный повод для скандала – решение директора театра, Александра Усердина, назначенного на должность в мае 2019 года, не продлять контракт с главным режиссером Михаилом Логиновым, который трудится в Костроме с 2011 года. Труппа вступилась за обиженного, и случался конфликт со всеми приметами театрального скандала – обвинениями, истериками, вмешательством костромского отделения Союза театральных деятелей и коллективными письмами от «возмущенной культурной общественности» в департамент культуры. Александр Усердин руководил театром с мая 2019 года. В итоге там вроде бы настояли на том, чтобы контракт с Михаилом Логиновым продлили, и в результате директор Александр Усердин и заведующая литературной частью Ирина Пекарская написали заявление об уходе. Михаил Логинов. Скандал, случившийся из-за кадрового решения, на самом деле говорит о совсем другом споре: как развиваться костромскому театру кукол. Александр Усердин явно пытался превратить его из учреждения, куда у нас ходят люди до 8 лет, в некий культурный центр, а также театр, куда приходят и взрослые. В последние полтора года по адресу: улица Островского, 5 постоянно проходили читки, обсуждения и разные другие активности. Это, правда, показало то, что в Костроме нет сколько-нибудь массовой аудитории, которой это интересно, но, с другой стороны, театральные центры за 2 года месяцев, да еще в «коронавирусное» время, и не делаются. Как говорят, основная претензия актеров к директору – «мы не хотим превращаться во взрослый театр, у нас был прекрасный театр кукол». В общем, прямо как в главном хите от Михаила Логинова, спектакле «Три поросенка» — жили-были невинные поросята, и жили счастливо, и тут им назначили злобного волка-директора Александра Усердина. «Три поросенка» идут в театре кукол больше 10 лет, и сейчас актеры, кажется, ощутили себя персонажами этой пьесы. Желание актеров продолжать работать, как привыкли – понятно, хотя в 2021 году формат «детский театр кукол» выглядит не особо перспективно. Но тогда не надо обижаться (а актеры обижаются), когда их коллектив называют «кукольным театром» и воспринимают в Костроме как театр второго ряда. Сейчас в труппе расписывают «прекрасную жизнь» до Александра Усердина, говоря о том, что у театра было две главных российских театральных награды – «Золотых маски». Но обе они получены, во-первых, за спектакли, поставленные приглашенными режиссерами, во-вторых, как раз за спектакли для взрослых. И, в-третьих, их качество, скажем так, сильно отличается от остального репертуара. Спектакль театра кукол «Снегурочка» получил «Золотую маску», но он резко отличается от всего остального, что показывают на этой сцене. Кстати сказать, Александра Усердина – костромича, который уехал в Москву и сотрудничал с такими важными театральными центрами, как театр “Практика”, Центр им. Вс.Мейерхольда, Театр.doc, позвали вернуться в Кострому 2 года назад потому, что найти в нашем регионе адекватного директора театра у чиновников просто не получалось – с кадрами у нас в культуре все очень плохо. Тогда казалось, что это очень правильная история – не назначать абы кого, просто потому, что это «свой», а сделать ставку на профессиональные качества и резюме. Но и он должен был понимать, что серьезные реформы требуют осторожного подхода, особенно, когда речь идет о театре и актерах, а твердый стиль руководства – это прерогатива людей, уверенных в 100-процентной поддержке со стороны чиновников, а тут ее не было. Спектакль «Мертвые души» поразил многих театралов. Не так давно театр кукол представил спектакль «Мертвые души» по Гоголю – очень удачная драматическая постановка с небольшим числом кукол — видимо, как раз из тех, что так не нравятся актерам. Тогда казалось, что театр сможет балансировать между такими спектаклями, и неизбежными «Красными шапочками» с «Тремя поросятами». Костромских театралов можно пожалеть – поросята явно победили.