Сабина Чагина — о перспективах и внезапном интересе к уличному искусству

Интерес к уличному искусству с каждым годом только растет. Почему люди заинтересовались стрит-артом? Об этом и не только изданию «Слово и Дело» рассказала сооснователь биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Сабина Чагина. 

Сабина Чагина — о перспективах и внезапном интересе к уличному искусству
© Слово и Дело

 — Сабина, что сейчас происходит с уличным искусством? Оно на этапе возрождения или нет?

 — Я надеюсь, что возрождение. Поскольку произошел мощный толчок в 2012–2013 годах, когда был инициирован ряд больших событий, фестивалей и так далее. Тогда же и появилось наше международное биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Все это время нарастала экспертиза и сообщество. Был небольшой спад в период пандемии. Сейчас же мы возвращаемся к какому-то более или менее стабильному росту и структуре. 

Что касается биеннале уличного искусства «Артмоссфера», то у нас произошло воссоединение с Фондом поддержки современного искусства «Винзавод». Для биеннале — это мощный толчок. Это необходимая поддержка для того, чтобы делать такой международный проект. 

Я думаю, что все этим моменты помогут нам двигаться дальше. 

Это интересно: Автор граффити в честь Хабиба рассказал о просьбе жителей Дербента

 — Сабина, в последние годы у общественности повысился интерес к уличным художникам. Власти страны даже начали активно с ними сотрудничать. Такое взаимодействие необходимо? 

 — На самом деле, сейчас какой-то повальный интерес к уличному искусству с разных сторон. Художникам поступает много заказов, как от коммерческих структур, так и от государственных. Я считаю, что нужно сохранять и наращивать ту экспертизу, которая уже есть. И здесь уже не важно, с кем ты взаимодействуешь: с городом, коммерческими партнерами. Если есть заказ на искусство, мы готовы создавать его. Проведение каких-то больших мероприятий или установка крупных объектов невозможны без сотрудничества с органами власти. 

Но при этом существует субкультура и низовая инициатива. Она всегда была, есть и будет. Она подпитывает то сообщество, которое уже вышло на какой-то профессиональный уровень. Все существует параллельно. Никакого конфликта нет. 

 — Существуют мировые арт-столицы. А можно ли выделить какие-то российские города?

 — У России есть потенциал. Особенно выделяются Нижний Новгород, Екатеринбург. Там, где естественным образом формируется это сообщество. Ну и биеннале как особенный международный проект проходит в Москве. Я уверена, что этот потенциал дальше даст какое-то движение, рост и развитие. Но это игра в долгую. 

Это интересно: Антон Белов: Garage станет первым углеродно-нейтральным музеем России к 2022 году

 — А биеннале не планирует экспансию в регионы? 

 — Есть идея, и она даже реализуема. Хочется проводить программу биеннале параллельно и в других городах российских. Мы будем и дальше прорабатывать эту программу региональную. Она есть в нашей повестке. Мы не хотим фокусироваться только на Москве. Сейчас получаем запросы из разных городов, которые хотят включаться в проект. Я рассчитываю, что «Артмоссфера» станет всероссийским проектом. 

 — Вы знаете, что будет создан специальный фонд, который будет поддерживать креативные проекты. Поддержка ведь нужна? 

 — Конечно. Объясню почему. С коммерческими партнерами очень сложно взаимодействовать, потому что им менее интересен проект, в котором они не видят выгоды. Очень сложно найти точки соприкосновения. Наши задачи редко совпадают. Наша задача — нести искусство, а их — продавать свой продукт. 

 — Кого из художников вы особенно выделяете? 

 — Если говорить о российских, то я бы выделила Кирилла Кто, Misha Most, Алексея Луку. Среди европейских художников трудно кого-то выделить — там много великолепных людей. Просто там уличное искусство развивается дольше и больше. 

Это интересно: Художник Алексей Крюков — о творчестве, жизни современного художника и связи с Донбассом