Музыкальный театр им. К.C. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко представляет оперу "Вольный стрелок"
"Вольный стрелок" – жемчужина немецкой романтической оперы. С первых спектаклей, состоявшихся в июне 1821 года в Берлине, опере сопутствовал невиданный успех. Известный поэт и теоретик романтизма Эрнест Теодор Амадей Гофман писал: "Этим новым большим произведением композитор воздвиг себе памятник, который создаст эпоху в истории немецкой оперы…". То было абсолютной правдой – с появлением "Вольного стрелка" в Германии закончилось господство итальянской оперы и началось становление немецкой романтической национальной оперы. Вагнер писал: "Он (Вебер) не хотел согласиться с тем, что источник подлинной мелодии надо искать в мелодизме Россини..." В России "Вольному стрелку" повезло меньше, чем в странах Западной Европы: хотя он нередко ставился в XIX веке /российская премьера состоялась в Санкт- Петербурге в 1824 году, а в следующем году опера под названием "Волшебный стрелок" была представлена в Москве/, в ХХ веке ее ставили всего лишь трижды – в Мариинском театре (1901), затем в СССР – в Бурятском театре оперы и балета (1957) и Опере Львова (1965), а в XXI веке единственным обращением к "Вольному стрелку" стала постановка Дмитрия Белова и Юрия Кочнева в Саратове (2002). Что побудило обратиться к романтическому шедевру Вебера художественного руководителя оперы Музыкального театра Александра Тителя: "Для меня эта опера – младшая сестра "Волшебной флейты" Моцарта и старшая сестра "Руслана и Людмилы" Глинки. Все эти оперы связаны между собой: их лейтмотив, помимо волшебства и потусторонних сил, – становление молодого человека через преодоление серьезных препятствий, как физических, так и морально-этических. Постановка была задумана еще до того драматического периода, который все еще переживает все человечество, – пандемии COVID-19. Когда мы с художником и дирижером рассуждали о том, что человек все больше и больше переходит в виртуальный мир, а иногда путает мир виртуальный и реальный, мы и представить себе не могли, что вскоре на много месяцев уйдем в этот самый виртуальный мир. Герои нашего спектакля – реальные люди, наши современники, которые занимаются разработкой компьютерных игр. Они придумывают игру "Вольный стрелок". Нам кажется, что опера может "поговорить" о том, как в результате сталкиваются on- line и off-line миры, взаимозаменяемы ли они…" Вместе с А.Б. Тителем оперу ставят немецкий дирижер, музыкальный руководитель Фрайбургской оперы Фабрис Боллон, знакомый российской публике и критикам по постановке оперы "Тангейзер" Вагнера в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко, сценограф Юрий Устинов и художник по костюмам Ирина Акимова.