День рождения Марии Тенишевой
*** Мария Клавдиевна Пятковская была добрачным ребенком в дворянской семье (по легенде, ее отцом был император Александр II...) Она с детства увлекалась изучением иностранных языков, отечественной историей и естественными науками. В Париже, где Мария училась пению, она познакомилась с Иваном Тургеневым, Константином Маковским, написавшим ее портрет, Марией Савиной, Антоном Рубинштейном. Но с точки зрения родных крупного промышленника, князя Вячеслава Тенишева, она была бесприданницей, да еще и имевшей дочь от первого брака. Поэтому они ее не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна вписана не была. *** Портрет, написанный Маковским, стал первым в целом ряду изображений княгини Тенишевой, созданных знаменитыми русскими художниками. Среди них Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Коровин, Ян Ционглинский и др. Портреты Тенишевой работы Паоло Трубецкого и Александра Соколова находятся в Русском Музее. Последний, кстати, был заказан великим князем Георгием Михайловичем специально для залов музея при его основании. *** В молодости Тенишева приняла участие в благотворительном спектакле, поставленном начинающим режиссером Константином Станиславским. А на одном из музыкальных вечеров, организованных в доме Тенишевых на Английской набережной, ей довелось спеть романсы Петра Чайковского под фортепианный аккомпанемент самого автора. Композитор так увлекся, что даже опоздал на репетицию своей оперы "Иоланта"! *** Без Тенишевой вряд ли была бы возможна успешная деятельность общества "Мир искусства". Совместно с Саввой Мамонтовым она субсидировала издание журнала "Мир искусства", материально поддерживала Сергея Дягилева, Александра Бенуа, Льва Бакста и других деятелей культуры Серебряного века. Впрочем, ее отношения с Дягилевым были сложными: она была сторонницей национального искусства, а Дягилев тяготел к западничеству. *** Благодаря трудам и исследованиям Тенишевой было возрождено эмальерное дело. Совместно с художником Артюром Жакеном Тенишева разработала и получила более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления "выемчатой" эмали. За это она была избрана действительным членом Общества изящных искусств и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже, а после выставки ее работ в Риме Тенишева получила Почётный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почётным членом Римского археологического общества. *** Самыми близкими друзьями Тенишевой из числа художников были Михаил Врубель и Николай Рерих. О Врубеле княгиня отзывалась так: "Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества человек, которого, к стыду наших современников, не поняли и не оценили. Такие таланты рождаются раз в сто лет, и ими гордится потомство". Рериха же она характеризовала как "незаменимого собеседника, широко понимающего искусство и глубоко им интересующегося". *** Тенишева была пламенной патриоткой, ее глубоко волновал поиск русской национальной идеи. "Верхи, так называемые образованные сословия, дали нам ряд поколений, лишенных патриотизма и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому. Русское общество веками понемногу теряло свое достоинство, стало стыдиться самого себя", - писала она. Во время Первой Мировой войны Тенишева помогала снабжению фронта и считала, что "усиленная пропаганда интернационализма уничтожила патриотический дух - это вполне естественное чувство". *** В эмиграции Тенишева жила на вилле в городке Вокрессон под Парижем. Вскоре она превратилась в "Малое Талашкино", как ее называли по русскому имению княгини, знаменитому своими художественными мастерскими, где работали выдающиеся художники рубежа XIX-XX веков. Во Франции у Тенишевой гостили Николай Рерих, Иван Билибин, Дмитрий Стеллецкий и др.