От панк-рока до классики. Леонид Полежаев "перевернул" музыкальную страницу Омской области
Фонд "Духовное наследие" издал завершающий том антологии "Три века омской культуры". Издание рассказывает и о представителях старой музыкальной школы, и о современных исполнителях, оставивших след не только в истории региона. Эти книги не стыдно показать всему миру - о них можно судить не только по обложке, но и по содержанию. "Три века омской культуры" не нуждается в рекламе, внимание к этому "провинциальному изданию" приковано уже с первого тома. Задача проекта, как рассказал глава фонда Леонид Полежаев, - соединить разорванные по разным причинам нити нашего культурного наследия. Уже выпущены книги, посвящённые театру, литературе, изобразительному искусству. Сегодня в свет вышел четвёртый, заключительный том антологии "Три века омской культуры" - "Музыка". Он посвящён эволюции музыкального творчества в Омской области, начиная с XVIII века. Об этом авторы-составили рассказали сегодня на встрече с журналистами. - Это наиболее неисследованная часть культурного наследия Омской области. Если музеи и театры находятся у нас в поле зрения, с литературой всё понятно, то музыка осталась за чертой повышенного внимания. Историю музыкального творчества мало кто изучал, осталось мало воспоминаний. Мы с этим столкнулись, когда начали работать с архивами, разумеется, мы подключали и ныне здравствующих деятелей культуры здесь, в Омской области. Мы использовали все возможные источники, - рассказал Леонид Полежаев. - Том про музыку, пожалуй, был самым сложным. Если говорить про 18 и 19 век, то вообще не было данных. Всё, что вы найдёте по этому периоду, впервые публикуется на этих страницах. XX век более исследован, но тоже не так богат. Наверное, потому что музыкальное творчество - это всё-таки более элитарный и более сложный вид искусства. Может, не было компетентных критиков и ценителей. Работа над серией велась пять лет, с 2017 года авторский коллектив, создававший этот том, провел крупную исследовательскую работу. Над созданием этих книг трудились историки, этнографы, культурологи, музыковеды. Они по крупицам собирали информацию по всей России - от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга. - Мы были в архивах Читы, Хабаровска, Иркутска и, конечно, Омской области. Всё же "уходило" из региона. Здесь фотографии гастролёров, как их тут встречали. Это просто фантастически! Как выпрягали лошадей и как артистку до гостиницы везли. Тут такая музыкальная жизнь кипела. И многие для себя откроют новые имена после прочтения книги, - поделился автор-составитель книги, заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского Михаил Белокрыс. - Кто-то может задать вопрос: "А почему изображены музыканты, не жившие в Омске?". Они здесь были, гастролировали, оставляли ту часть своего творчества, которая побуждала уже на месте здесь обращаться к творчеству этих людей. Невозможно составить культуру какого-то региона вне связи с общероссийской и общемировой культурой. Михаил Белокрыс Как и первые три тома, четвёртая книга включает богатый иллюстративный материал: большое количество документов и фотографий. Но, как рассказала художественный редактор антологии Ольга Макарова, работать над "Музыкой" было сложнее и с точки зрения дизайна. - Иллюстрации здесь имеют большой разбег: это и изображения самих музыкантов, и афиши, которые, к слову, публикуются впервые, в том числе и гастролёров. Мы опубликовали изображения музыкальных инструментов того времени, которые сегодня не на слуху, - гобой, серпент, - рассказала Ольга Макарова. Ольга Макарова Особенный интерес вызывают имена музыкантов, певцов, композиторов и исполнителей - тех, кто стоял у истоков музыкального Омска. Здесь и про Виссариона Яковлевича Шебалина и Модеста Петровича Мусоргского. Сегодняшние мэтры - Владимир Спиваков, который ежегодно проводит в Омске свой знаменитый Пасхальный фестиваль, и Валерий Гергиев, любимый гость в Омске, - также вошли в музыкальную летопись Омской области. Есть на "музыкальных" страницах и кумиры современной молодёжи исполнители. Поклонники рока, например, приятно удивятся, когда увидят на страницах четвёртого тома антологии Егора Летова. Здесь и солисты квартета "Премьер", одного из молодых и востребованных коллективов Омской филармонии, и квартет "Тарские ворота", и Симфонический и Камерный оркестры. В эту книжную историю вошла и совсем ещё юная виолончелистка Анастасия Ушакова. Она рассказала, как родной регион повлиял на её музыкальное становление. Тираж четвёртого тома антологии "Три века омской культуры" составил 500 экземпляров и будет безвозмездно, как и тиражи первых трех томов, передан в библиотеки города и области. Торжественная презентация издания состоится 3 июня на факультете культуры и искусств ОмГУ. *** В 2019 году вышел в свет первый том антологии "Три века омской культуры" - "Театр. Сквозь призму времени" . Эта книга об истории театрального искусства в Омске. В ней собраны самые интересные, в том числе ранее неизвестные факты, редкие архивные фото городских театров. Так, например, первый театр появился в Омской крепости, когда самого города ещё не было на карте. Его создал военный инженер, дворянин, интеллигент Иван Андреев и назвал его "Оперный дом". В своих воспоминаниях он писал: "Здесь чинили представления разных трагедий, комедий под смотрением и предводительством моим. Причём на расходы среди зрителей сбиралось довольно денег и употреблялось на разные платья и уборы". Содержание тома "Театр" охватывает более чем двухсотлетний период омской театральной жизни, от антрепризных гастролей в XIX-XX веках до создания современной театральной школы. Сегодня Омск представлен десятью профессиональными театрами: классическими, детскими, молодёжными, экспериментальными. В эти дни как театральная столица Сибири мы принимаем фестиваль "Золотая маска" . Второй том содержит лучшие произведения омских авторов XVIII-XX веков. В собрание вошли работы писателей, которые ранее были неизвестны и их тексты были утрачены или не печатались по идеологическим соображениям. Книга напоминает энциклопедический справочник с расширенным перечнем произведений авторов, сформировавших литературное лицо региона и внёсших вклад в отечественную литературу. По каждому из авторов представлена биографическая справка. - Читайте и думайте. Как можно чаще, - призвал на презентации этой книги омичей Леонид Полежаев. Отметим, что изданные фондом "Духовное наследие" в 2018 и 2019 годах тома альманаха "Три века Омской культуры" - "Театр: сквозь призму времени" и "Литература: memoria - XVIII-XXI вв." становились лауреатами всероссийского конкурса программы "100 лучших товаров России - 2019". Издание, которое вышло в свет в конце 2020 года, было посвящено изобразительному искусству и омским авторам XVIII-XX веков. Творческий коллектив художников, историков и экспертов в области истории искусства работал над ним более двух лет. Здесь более 400 работ и имён авторов, создававших омскую школу изобразительного искусства. Новый том стал интересен не только искусствоведам и тем, кто занимается художественным творчеством, но и увлёк простых читателей, интересующихся темой изобразительного искусства. - Книга рассчитана на широкий круг ценителей живописи, а также будет интересна для молодых и начинающих художников, - уверены авторы антологии. По мнению автора, третий том антологии "Три века омской культуры" получился ярким и актуальным. Леонид Полежаев отметил, что лучшим лекарством является искусство, поскольку "оно даёт силы". Фото: Илья Петров