"Баядерка" — первый выход звезд театра "Астана Опера" на казанскую сцену
Балет Минкуса глазами артистов из Казахстана, нежности к Никии и претензии к Солору
Прошло всего пять месяцев, и "Баядерка" Людвига Минкуса вновь украсила Нуриевский фестиваль. Правда, в декабре прошлого года этот балет открыл праздник танца в мини-формате, а теперь он стал одним из драгоценных камней в ожерелье фестиваля классического балета. Исполнить главные партии в Казань приехали звезды казахстанской сцены Айгерим Бекетаева и Бахтияр Адамжан из крупнейшего театра Центральной Азии "Астана Опера". В роли коварной Гамзатти выступила Аманда Гомер, а в образе Золотого Божка предстал солист Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Иннокентий Юлдашев.
"Чистота и искренность нас объединяет"
26 мая заслуженный деятель Казахстана Айгерим Бекетаева исполнила на сцене Татарского театра оперы и балета партию Никии в балете "Баядерка". В своем театре, "Астана Опера", она ведет все сольные партии, а в этом балете ей знакома и роль Гамзатти, которую в этот вечер исполнила казанская прима Аманда Гомес.
— Никия — одна из сложнейших балетных партий. Я бы ее сравнила даже с "Лебединым озером". Это один из моих любимых образов. Пожалуй, мы в чем-то похожи с Никией — чистота, искренность, вера в любовь. Первые два акта требуют большого актерского мастерства. Если в первом акте моя героиня полностью растворяется в любви, то во втором она видит всю бездну предательства любимого. Пожалуй, все эмоции я отдаю во время этих двух актов, а к третьему прихожу в крайне взволнованном состоянии. Там же очень много технических сложностей, на которых балерине необходимо сосредоточиться.
Прима уже не может сосчитать, сколько раз ей приходилось выходить на сцену в образе Никии, однако в Казани играть любовь и смерть в Древней Индии ей довелось впервые.
— Как только я приехала в город из аэропорта, я сразу в него влюбилась — такая особенная архитектура, красота природы не могут оставить равнодушным. И, конечно же, я предвкушала свой первый выход на сцену казанского театра. Кстати, только здесь я узнала, что в этом театре трудятся и наши ребята из Казахстана. Меня это очень обрадовало и вдохновило.
"Танец рабов" многое объясняет
Айгерим Бекетаева отметила, что постановка худрука балета Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Владимира Яковлева несколько отличается от той, что идет в "Астане Опере" — нет танца рабов во второй картине первого акта:
— Для меня в этом маленьком кусочке кроется самая изюминка — из-за чего разгорается весь сыр-бор. Здесь этого нет, Солор сразу выходит с моим шарфиком. Тем не менее казанская постановка тоже очень интересная, своеобразная и яркая.
Артистка рассказала "Реальному времени", что в силу своей молодости пока не ставит перед собой рамок, ей интересно все, от голубой классики до современного танца. Ей нравится и Одетта и Никия, если говорить о классическом балете. К слову, казахские Никия и Солор привезли костюмы с собой, так что костюмерам не пришлось ни перешивать, ни подгонять под них наряды прим и премьеров нашей сцены. Нужно отметить, что Айгерим Бекетаева и Бахтияр Адамжан — давний сложившийся дуэт.
"Я бы за свою любовь боролся!"
В одном из интервью Айгерим Бекетаева призналась, что "Бахтияр Адамжан — это первый казах, который вывел казахстанский балет на новую ступень". На родине пресса называет его "восходящей звездой", а сам артист уверен, что в балете не место зависти. Он советует начинающим танцорам учиться только у лучших и вбирать в себя только самое лучшее.
— Солор — воитель, и в этом мы похожи. Не в моем характере промолчать, если что-то идет не так, как следует, пусть даже и во вред себе. А разница между нами в том, что свою любовь я бы отстаивал до конца. Хотя кто знает, как все было в те времена, насколько это было возможным для Солора…
Бахтияр Адамжан, как и его коллега, в Казани впервые, хотя до пандемии он уже получал приглашение в Татарстан, но не успел им воспользоваться. Он прилетел за день до спектакля, и все, что успел увидеть — утренние и вечерние репетиции и, собственно, само выступление на фестивале.
"Спартак" на счастье
Среди своих любимых партий он, прежде всего, называет "Спартака" в постановке Юрия Григоровича. Хореограф приезжал в "Астана Опера" для новой постановки и выбрал на главную роль именно Бахтияра. "Этот спектакль мне нравится, так как по темпераменту, по технике и в актерском мастерстве я раскрываюсь в нем на все сто процентов. Учитывая нашу генетику номадов, сыграть образ воина-героя мне было не так сложно", — признавался артист и раньше. Спартак — первая большая роль артиста, и потому — самая памятная. По сути, она стала счастливым билетом для артиста в его карьере.
За античным героем следует роль Квазимодо в постановке Ролана Пети "Собор Парижской Богоматери" на музыку Мориса Жарра, а также главная роль в постановке того же хореографа "Юноша и смерть", это одноактный балет в 2 картинах на музыку "Пассакальи" Иоганна Себастьяна Баха.
На сладкое — два балета и два гала
Можно сказать, что сегодня XXXIV Нуриевский фестиваль выходит на финишную прямую. Впереди только "Спартак" и "Дон Кихот", а также главные и долгожданные гала-концерты, самые сладкие для зрителей. Среди гостей яркого заключительного аккорда или, вернее сказать, эффектного гран жете, как можно назвать заключительные концерты 1 и 2 июня ожидаются Евгения Образцова, Артемий Беляков и Анастасия Сташкевич из Большого театра, из Мариинки приедут Мария Хорева, Иван Васильев, Марат Шемиунов и Сабина Яппарова, и, конечно же, блеснут звезды казанской сцены — Кристина Андреева, Аманда Гомес, Олег Ивенко и другие.