В День предпринимателя Главархив рассказал об известном меценате Савве Морозове
В Москве до 1917 года жили многие купеческие династии, которые внесли вклад как в развитие городской торговли и промышленности, так и в науку, культуру и искусство всей России. Одним из таких ярких предпринимателей и благотворителей был Савва Морозов – представитель рода купцов первой гильдии Морозовых. Во многом именно благодаря ему было построено здание Московского Художественного театра. Документы жизненного пути Саввы Морозова, его предпринимательской деятельности и загадочной и трагической кончины сохранились в Главархиве столицы.
Савва Морозов родился в Москве в феврале 1862 года в старообрядческой семье потомственного почетного гражданина Тимофея Морозова. Из-за религиозного течения семьи сведения о рождении мальчика были занесены в метрическую книгу пристава Мясницкой части московской городской полиции. Ее копия сохранилась в личном деле уже студента Московского университета Саввы Морозова.
Отец будущего мецената был одним из богатейших людей своего времени. Его «Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и К» являлось крупным текстильным предприятием. Помимо этого, он владел и другими, более мелкими заводами. Но Никольская мануфактура занимала одно из первых мест в России по годовому обороту.
Ратуя за лучшую подготовку сына к управлению семейным делом, Тимофей Морозов отдал его после окончания в 1881 году Московской IV-й гимназии в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета. В 1887 году Савва Морозов успешно завершил университетское обучение, к тому моменту он уже являлся директором-распорядителем семейного предприятия.
Активная предпринимательская деятельность Саввы Морозова начинается именно в этот момент. Об этом свидетельствует сохранившийся формулярный список о службе. Кроме управления своим Товариществом, Савва Морозов стал председателем Нижегородского ярмарочного комитета. Также он вошел в Московское отделение Совета торговли и мануфактур и стал участником Комиссии по заведованию устройством Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде.
Будучи человеком, которому были близки идеи меценатства, Савва Морозов в конце 1890-х годов вошел в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра. Он вносил щедрые пожертвования на строительство и развитие Московского Художественного театра, был председателем правления паевого товарищества по эксплуатации МХТа. Во многом благодаря ему театр получил знаменитое здание в Камергерском переулке.
Но события начала XX века внесли свои коррективы. Савва Морозов тяжело переживал начавшиеся на его предприятиях проблемы и выступления рабочих. Он впал в депрессию. 15 апреля 1905 года состоялась консультация мецената при участии известных медиков Григория Россолимо, Федора Гриневского и Николая Селивановского. Морозову был поставлен диагноз – «тяжелое общенервное расстройство, выражающееся то в чрезмерном возбуждении, беспокойстве, бессоннице, то в подавленном состоянии, приступах тоски». Врачи посоветовали начать лечение за границей.
Так Савва Морозов вместе со своим врачом уехал в Южную Францию. Начавшееся там заметное улучшение продлилось 2 недели. Но внезапно, 26 мая (по старому стилю — 13 мая) 1905 года, состояние мецената резко ухудшилось. Под влиянием внезапно наступившего аффекта Савва Морозов покончил жизнь самоубийством, застрелившись из револьвера в отеле в Каннах. В оставшейся записке было написано: «В моей смерти прошу никого не винить».
После короткого следствия тело одного из самых знаменитых предпринимателей России было разрешено вывезти на родину. Савву Морозова похоронили на старообрядческом Рогожском кладбище.