Что такое Артём Томилов?

На этот раз экспериментальная площадка познакомит зрителя с ещё одной удивительной постановкой. 16 мая состоялась премьера спектакля в жанре автофикшн под названием «Артём Томилов».

Что такое Артём Томилов?
© Новый Омск

Автофикшн - это литературные произведения, пересекающиеся с биографией автора - в большей или меньшей степени. Сам жанр пластичен и ускользает от прямых определений, так как возник на пересечении сразу нескольких способов письма: автобиография, дневниковые заметки, мемуары, эссе, документальный жанр.

Этот спектакль мог появиться только в «Пятом театре». Как выяснилось, сцена этого театра - мечта самого Артёма Томилова, режиссёра спектакля и автора текста. На сцене 13 артистов, которые говорят от его лица. Такого интересного эксперимента омичи ещё не видели.

В рамках встречи с журналистами Артём Томилов рассказал о своей постановке.

- Артём, кому это может быть интересно?

- Почему я решил, что это может быть интересно в Омске? Потому что я из Омска, и сюжет слегка гомеровский - я был здесь, потом меня здесь не было, потом я снова здесь. Я омич, который скучал по этому месту, у меня здесь родители и друзья, но не было возможности возвращаться, и поэтому у меня есть особенный взгляд на этот город. И, возможно, за этой позицией будет интересно наблюдать человеку, который живёт здесь.

Плюс это именно «Пятый театр», актриса которого, Татьяна Казакова, была моей преподавательницей. И поэтому это не только спектакль про человека, который здесь жил и мечтал поработать в «Пятом театре», это история ещё и про сбывающуюся мечту. Тут всё сошлось. «Пятый» становится декорацией, и это может создать интересную оптику восприятия театрального пространства.

Ты можешь поймать ощущение, что ты не просто смотришь спектакль, а находишься внутри произведения. Диваны, которые стоят обычно в этом помещении, становятся диванами сценическими, для них специально были куплены пледы. Да, попытка отделения предметов и их преобразования есть. Есть даже одна конструкция - это маленькая сцена для соло артиста.

- Спектакль статичен или он будет меняться с каждым показом?

- В эстетику спектакля заложены нестабильные моменты. Например, у нас, как сеточкой, намечены какие-то вещи, где мы решили вместе, что здесь актёр стоит, а здесь он проходит или на какой-то реплике что-то делает. В остальном у актёров свобода формировать пространство. Это что касается первого акта. Он очень свободный. Вплоть до того, что можно на своих кусочках где угодно встать, сколько угодно перемещаться. То же самое и с костюмами. Никто не одет в меня. Каждый спектакль актёр может одеться как хочет. И вы будете наблюдать эфир случайностей. Как будто Вселенная подхватила вихрем много вещей и сразу их перемешала. И ты находишься больше в пространстве интуиции, чем в пространстве жизни. И если вы придёте снова на спектакль, то картинка будет другая. Настроение для нас - очень важная штука. В базе актёрского мастерства есть такой постулат, что надо идти от чувства, которое есть сегодня. Не надо его преодолевать, а скорее черпать из него сценическую силу. И это срабатывает, даже если ты из меланхолии будешь доставать юмор. Но при этом нет задачи, что каждый раз надо играть по-разному. Артист может что-то закрепить, у него может появиться место или любимый элемент одежды. Мы мерцаем между закреплённым и незакреплённым. И если спектакль будет со временем закрепляться, то, значит, это будет его свойством. Кроме того, мы позволили, чтобы актёры могли внедряться в текст, смешивать его со своей речью или даже комментировать происходящее, подтверждая или опровергая написанное.

- За Артёма Томилова говорит один человек?

- Нет. Этот монолог одного человека играют 13 актёров. Текст идёт за актёрами. Мы должны сначала увидеть 13 человек, которые сидят на сцене. Никто не снимает с меня манеру поведения или манеру речи. Актёры остаются самими собой. Это очень помогает находить своё, чтобы было правдиво. Нужна осмысленность говорения. За счёт активно работающего «я» возникает ощущение персонажа, но коллективного. Складывается даже некая метафора, что это просто составные части человека. В каждом из нас много идентичностей, которые общаются между собой и меняются со временем в зависимости от обстоятельств.

- А декорации, оформление?

- Визуальная составляющая мерцающая. У вас может сложиться ощущение, что вы смотрите на фойе «Пятого театра». Но там есть внесённые элементы и даже есть небольшая конструкция, то есть как бы видишь и живое пространство фойе «Пятого театра», и какие-то вещи, которые создают декорации.

- В чём суть жанра автофикшн в вашем исполнении?

- Я, будучи человеком, который давно работает в театре, умею рассказывать истории. И, фиксируя свою повседневность, могу увидеть за этим большие мотивы и превращать себя в персонажа. Это два полюса: ты превращаешь себя в персонажа и фиксируешь, глядя на спектакль, что герой сделал этот же спектакль. Само переживание этого факта может стать приключением для зрителя, который любит разнообразие. Он фиксирует не только историю, но и форму, а форма - это тоже содержание. Как минимум это может быть интересно. И это очень быстро может приблизить человека к своим собственным взглядам на себя. Способно, как любое искусство, вызывать воспринимающие процессы. Человек смотрит на другого человека, который фиксирует себя, потом выходит после спектакля и может сравнить или сопоставить увиденное со своей жизнью. Это традиционная история для театра, которая может быть преломлена фактом, что этот человек живой, что это писатель, который не умер 20 лет назад, а только что поставил спектакль. Это очень близко к моменту сейчас.

Что: спектакль «Артём Томилов» (18+)

Где: Омский государственный «Пятый театр»

Когда: 14 июня в 15.00

Стоимость: 400 рублей