Умерла в одиночестве в обворованной случайными собутыльниками квартире: трагедия актрисы Валентины Серовой
И хотя после трагедии со звездой фильмов «Девушка с характером» и «Сердца четырех» прошло больше 45 лет, 81-летний сын Симонова от другого брака Алексей продолжает настаивать, что Серова не имеет к посвящению никакого отношения.
Валентина, тогда еще Половикова, родилась в Харькове в 1919-м. Когда ей исполнилось шесть, мать - самовлюбленная, но талантливая актриса, получившая работу в Малом театре, перевезла ее в Москву. В десять лет девочка вышла на сцену, а в 14, подчистив метрику и прибавив себе два года, пошла учиться на артистку.
Когда обладательница тонкой талии, пышной груди и пухлых губок устроилась в ТРАМ (ныне - «Ленком»), о ней принялись судачить как о девушке нестрогого поведения. После отношений с молодым партнером по сцене Валентином Поляковым она ненадолго увлеклась еще одним коллегой - Николаем Рытьковым. А потом по Москве поползли слухи, что Половикова завела роман с первым секретарем ЦК ВЛКСМ Александром Косаревым, который давно опекал ТРАМ.
3 мая 1938 года на вечеринке у Героя Советского Союза Ляпидевского Валя познакомилась с другим героем - прославленным летчиком, 28-летним орлом испанской войны Анатолием Серовым, за которого вскоре вышла замуж и взяла его фамилию. Но их счастье продлилось недолго: в мае 1939-го, когда актриса носила под сердцем их сына, в учебно-тренировочном полете Серов погиб.
- Моя бабушка знала летчика Серова, - рассказал главный редактор газеты The Moscow Post Алексей Козлов. - В день его гибели отмечали годовщину их свадьбы с Валентиной, была вечеринка. И вдруг Серову поступил приказ - отправиться на задание. И хотя актриса его не отпускала и кричала вслед обидные слова, ослушаться предписания он не мог... Через четыре месяца Валентина Серова родила мальчика, которого назвала в честь его отца - Анатолием.
По одной из версий, Валентина и Анатолий зачали ребенка в состоянии опьянения, и наследник был обречен на тот же порок. Мальчик рос неуправляемым, несмотря на то, что имел плохое зрение, заикался и часто болел.
В 1940-м в Серову влюбился литератор Константин Симонов, а в 1943-м, когда он на несколько дней прибыл с фронта, они поженились. Симонов предлагал актрисе усыновить Толю, но она не согласилась, чтобы не потерять пенсию за потерю кормильца ребенка. Отношения отчима с пасынком не складывались. В результате Валентина отправила Толю в далекий интернат, за Урал. Отсутствие внимания и любви близких и жесткие условия содержания еще больше озлобили парня. Выйдя оттуда в 16 лет, он стал выпивать, связался с плохой компанией, которая грабила магазины, прохожих и дачи. Был осужден, а потом спился и в 36 лет умер.
Без вины виноватые
Режиссер сериала о Валентине Серовой «Звезда эпохи» Юрий Кара рассказал о желании сына Константина Симонова от брака с филологом Евгенией Ласкиной заставить весь мир поверить в то, что адресат «Жди меня» - его мать.
- Я считаю Алексея Симонова нехорошим человеком, - вздохнул Юрий Кара. - Он, как наследник прав отца, запретил нам использовать в фильме стихотворение «Жди меня», потому что не согласен с версией фильма о том, что оно было посвящено Серовой. Алексей убежден, что Валентина присвоила эти строчки себе.
Режиссер и актриса Наталья Бондарчук, с чьей мамой - народной артисткой СССР Инной Макаровой - Валентина Серова дружила и изливала ей душу, согласна с коллегой.
- Кто бы и что ни говорил, но стихотворение «Жди меня» Симонов посвятил Валентине Васильевне, - уверена она. - Остался подлинник с посвящением, и его я видела. Валентину и Симонова объединила война. У нее из-за гибели первого мужа, которого она обожала, было разбитое сердце и горечь от потери. А у него - новая любовь к этой смелой и красивой женщине. Серова и Симонов ездили на фронт, где читали эти строки. Но после окончания войны их семейная жизнь перестала складываться, и в этом во многом виновен Симонов. Серова каждый день жаловалась моей маме, что ее Толик оказался не нужен Симонову, мешал их роскошной послевоенной жизни. Был ли Симонов деспотом? Не совсем. Он с Серовой выполнял за границей важные правительственные поручения, и выходки дерзкого наследника могли запятнать репутацию. Известно, что партия поручила им вернуть на родину нобелевского лауреата - писателя Ивана Бунина, но операция была сорвана. С тех пор Симонов стал более суров по отношению к супруге и к ее Толе. Но настоящая трагедия произошла после того, как Константин понял, что его вторая половина серьезно больна. И не только алкоголизмом, который стал производным ее психического недуга.
По словам Натальи Сергеевны, Симонов пытался лечить Серову, но тщетно. На несколько лет им удалось продлить брак из-за рождения общей дочери Маши. А после развода девочку забрала мать актрисы и не позволяла общаться, опасаясь, что душевно нездоровая Валентина представляет для ребенка опасность. Очередным ударом для Серовой оказалось судилище над ней за прогул в Малом театре, где она тогда работала.
- Я не застал этот товарищеский суд, но много о нем слышал, - рассказал завтруппой Малого Владимир Бейлис. - Серова на тот момент играла лишь в одном спектакле - по Островскому «Без вины виноватые». Однажды не пришла на показ, не предупредив о болезни, хотя у нее на руках была справка от врача. Ее срочно заменили актрисой Шатровой. Член товарищеского суда актер Владиславский рассказывал мне, что только актер Дикий, который играл Сталина, защитил Серову. Но это не помогло. Из театра Симонов, который дожидался ее у дверей, выносил жену на руках. Она потеряла сознание, услышав, что коллеги постановили ее уволить со строгим выговором.
Вскоре Симонов променял Серову на другую женщину.
- Валентина Васильевна каждый день плакалась моей маме: «Инна, как он мог так со мной поступить! Ведь я его только сейчас полюбила», - рассказала Наталья Бондарчук.
К середине 1970-х в Серовой не осталось и следа от прежней блестящей артистки и красавицы. Плохо одетая и часто нетрезвая женщина проводила время с маргиналами за бутылкой дешевого алкоголя, который покупала на скудную зарплату в Театре киноактера, где ничего не играла, а лишь числилась. Когда в декабре 1975-го ее тело обнаружили в коридоре собственной квартиры, на голове чернела обширная гематома: то ли сама ударилась головой при падении, то ли кто-то ударил. Но разбираться в причинах смерти не стали. Квартиру перед трагедией обчистили случайные собутыльники Серовой. К гробу не дожившей до 58-го дня рождения 13 дней бывшей жены Симонов, тогда отдыхавший в Кисловодске, прислал 58 роз.