«Апрельский романс»

27 февраля омичи увидели премьеру спектакля «Перемирие», где действие происходит в 2014 году на Донбассе. В предлагаемых обстоятельствах полуразрушенный дом на нейтральной полосе и четыре человека: два бойца со стороны ВС Украины и два - со стороны ополчения Новороссии. В своей новой постановке Максим Кальсин обращается к истории Великой Отечественной войны.

«Апрельский романс»
© Новый Омск

Как перейти от войны к миру? Этот вопрос становится главным, когда мы видим героев спектакля - четырёх молодых девушек, ушедших на фронт, а вернувшихся с тяжёлыми ранениями, и не домой, а в сибирский госпиталь. Главный хирург Хромов становится не только единственным врачом, но и целителем каждой искалеченной души. «Чтоб страна жила, надо детей рожать, дома строить и хлеб растить. И люди нужны без ненависти», - гласит анонс постановки.

Спектакль «Апрельский романс» посвящён подвигу всех омских военных медиков, спасших за годы войны тысячи жизней. А ещё он посвящён женщинам. Девочкам, которые вместо нарядного свадебного платья надели форму. Которые вместо цветов взяли в руки оружие. А вместо того, чтобы выйти замуж и родить прекрасных малышей, погибли на фронте.

«Во Вторую мировую войну женщины служили во всех армиях воюющих стран, кроме Японии. Они служили в английских, немецких, французских, итальянских войсках. Но только в Красной армии женщины воевали - стреляли из орудия, летали на самолётах, некоторые были в составе танковых экипажей. С одной стороны, это горькая и щемящая страница. С другой - это история, а история это вещь трагическая по определению», - уверен Максим Кальсин.

Автор одноимённой пьесы Дмитрий Рябов, который приехал в Омск к премьере, солидарен в том, что война - не женское дело.

«У нас у всех есть личная история, так или иначе связанная с войной. В моей семье один дед вернулся с войны, другой пропал без вести. И я просто задумался в один из моментов, что война считается мужским делом, но воевало очень много женщин. На войне железо не разбирает, куда летит. Оно равно летит в санитарок и всех остальных. И ранение для женщины - это немного другая вещь. Я оттолкнулся от того, что женское тело на вой-не жальчее, чем мужское, если можно так выразиться. Женщин от войны надо беречь, но не получилось. И о раненых женщинах, которые лежали в госпиталях, не то что не принято говорить, но мы мало про это знаем. Война - это всегда война. Но по большей части это всё равно мужское дело», - говорит Дмитрий Рябов.

Пьеса «Апрельский романс» была впервые напечатана в журнале «Сибирские огни». Затем её поставили в Тамбове, Новосибирске, Ижевске. Омск - четвёртый город, театралы которого познакомятся с драматургией Рябова. Сам автор уже увидел прогон и признался прессе, что потрясён спектаклем в режиссуре Кальсина. Особо Рябов отметил работу художника-постановщика, уловив те моменты, которые пришли к Дарье Здитовецкой интуитивно.

«Театр - это искусство, которое создаётся в диалоге, в общении, в творческом соединении. Любое художественное произведение рождается интуитивно, не математически. Люди нашего времени так или иначе знакомы с темой Великой Отечественной войны по хроникам, по фотографиям. Они все чёрно-белые. И на сцене хотелось художественным решением именно оживить чёрно-белую историю и вызвать таким образом нужные эмоции. Мы не были там, мы знакомы с этим только по документам», - поделилась художник. Спектакль сопровождается живой музыкой и видерядом. Фильмы для постановки сделал магнитогорский видеорежиссёр Игорь Гончаров. Архивные записи брали из интернета. Так, на картине зритель видит в том числе и довоенный Омск.

«Расскажу интересную историю. Один мой товарищ разговаривал со смотрителем архива в Белых Столбах в Подмосковье. И он говорит: «Макс, ты не представляешь, 90 процентов киноархивов, которые сняли наши советские операторы, не то что не опубликованы, они даже не проявлены. Невероятное количество материала». То, что в интернете болтается, это малое количество, которое кочует с сайта на сайт. Я старался найти самые редкие кадры. В нашем фильме есть хроники Омска, чтобы людям, которые сидят в зале, какая-то спица в сердце попала. Ещё есть Москва, довоенная съёмка Серебряного Бора Москвы и, кажется, Воронеж», - комментирует Кальсин.

Кинохроникой на сцене не ограничивается. Перед показом спектакля в фойе будет демонстрироваться фильм под названием «Солдаты в белых халатах» - слайд-шоу с развёрнутыми титрами, посвящённое женщинам на войне. Кроме того, здесь же встанет экспозиция из омского госпиталя, где, по словам Максима Кальсина, прекрасный музей. Госпиталь предоставит театру артефакты, которые разместятся в витринах. Это будет замечательный проект ко Дню Победы.

Кроме того, Максим Кальсин рассказал, как познакомился с пьесой Дмитрия Рябова в 2018 году.

«Пьесы на почтовый ящик всегда стекаются - шлют авторы, знакомые, переводчики. Чем дольше ты работаешь в театре, тем больше. Сейчас я боюсь заглядывать в почту, текстов невообразимое количество. Чтобы даже не прочитать, а открыть и увидеть заглавие, уже на это нужна неделя. Но постепенно их читаешь. И если ты прочитал страницу и чувствуешь, что надо читать, - то надо читать. В этой пьесе все живые. В отличие от многих современных текстов за этими диалогами я вижу живых людей. Это настоящая драматургия», - говорит режиссёр.

Что: спектакль «Апрельский романс» (12+)

Где: Омский государственный «Пятый театр»

Когда: 9 и 14 мая в 18.30

Стоимость: 450-700 рублей