Как искусство меняет наше поведение и делает нас более эмпатичными
Искусство доставляет эстетическое удовольствие, повышает настроение, однако это лишь малая часть положительного эффекта. Влияние художественных произведений на самом деле гораздо сильнее: они способны повысить уровень эмпатии, помогают понимать собственные эмоции, учат работать с негативными переживаниями и не только. В своем эссе профессор психологии Бостонского колледжа и автор книги «Как работают произведения искусства: психологическое исследование» Эллен Виннер отвечает на два вопроса: почему нас тянет к искусству и как на нас влияет творчество. Сделали адаптированный перевод, из которого вы узнаете, почему люди не принимают точные копии шедевров, зачем необходимо испытывать негативные эмоции и смотреть на страдающих персонажей и как благодаря искусству меняется наше поведение.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); } #note1 {display: none;} .block { background: #f5f5f5; border: 0px ; text-align: left; width: 300px; z-index: 1; padding: 10px; font-family: sans-serif; font-size: small; } .spoiler > .block {display: none; position: absolute;} .spoiler > input:checked + .block {display: block;} label {font-size: small; vertical-align: super;} label:hover {cursor: pointer; text-shadow: 1px 1px 2px #f5f5f5, 0 0 1em #f5f5f5; }
Почему мы не принимаем копии художественных произведений
Предположим, вы внимательно разглядываете «Автопортрет» Рембрандта, который висит в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. А позже вам говорят, что эта картина была выполнена машиной. Вы сразу почувствуете, что картина что-то утратила. Или представим другую ситуацию. Недавно в тропических лесах Амазонки были найдены тысячи картин, примерный возраст которых составляет 12 500 лет. На них изображены танцующие люди, лошади и гигантские ленивцы. Если бы картины оказались подделкой, мы бы не испытывали тех острых ощущений, которые возникают, когда мы представляем доисторических людей, делавших эти рисунки.
Для меня как психолога с опытом работы в области искусства страсть к нему поднимает два фундаментальных вопроса. Во-первых, почему нас так тянет к произведениям искусства? Ведь дело, на самом деле, не только в красоте. И, во-вторых, как на нас влияет занятие искусством?
У меня есть несколько предположений. Нас привлекают произведения искусства, потому что они напрямую связывают нас с воображением художника. Мы автоматически вкладываем в произведение искусства тайный смысл. Когда мы смотрим на Рембрандта, нам кажется, что мы читаем его послание. Мазки кистью подсказывают, как двигалась его рука, когда он рисовал, по ним можно узнать, в каком ментальном состоянии находился художник, когда создавал этот образ. Аналогичная реакция возникает у нас, когда мы смотрим на наскальные рисунки и пытаемся представить, что эти доисторические художники думали и чувствовали при создании этих изображений.
Безусловно, люди не любят подделки. Два документальных фильма, «Driven to Abstraction» (2019) и «Повеселись! Подлинная история поддельных произведений искусства: сведения» (2020), исследуют самый крупный скандал в истории искусства. За более чем 10 лет, начиная с 1994 года, женщина, которая сказала, что она представляет богатого коллекционера, принесла не менее 40 картин в престижную галерею Кнедлер в Нью-Йорке. Картины были написаны самыми известными художниками XX века — Марком Ротко, Джексоном Поллоком, Робертом Мазервеллом, Францем Клайном, Клиффордом Стиллом и другими. Галеристка сообщила, что была поражена красотой этих работ. Она купила их все по низким ценам, а затем Кнедлер продал их на аукционе за многие миллионы.
Галерея просмотрела или скрыла тот факт, что картины не имели никаких доказательств того, что они были собственностью анонимного коллекционера. Хотя некоторые искусствоведы заявляли, что работы выглядят аутентичными, другие с ними не соглашались. Тем не менее картины были проданы на аукционе за 70 миллионов долларов, и большая часть мира элитного искусства оказалась обманута. Мало-помалу правда вышла наружу, закончившись признанием женщины в суде: она сообщила, что картины были подделками, сделанными Пей-Шен Цянем, художником из Китая.
Обманутые коллекционеры были возмущены. Но если они приобрели картины и сочли их захватывающими, то какая разница? Конечно, дело в стоимости работ. А также в том, что красивая картина перестает быть привлекательной, когда мы знаем, что это подделка, и тем самым придаем ей оттенок фальсификации и аморальности. Однако есть еще одна причина нашей неприязни к подделкам.
Репродукции и подделки картин, независимо от их качества, не позволяют нам почувствовать, что мы напрямую общаемся с художником посредством его работы
Моя исследовательская группа провела эксперимент. Нам нужно было выяснить, как можно спасти подделку от потери денежной ценности. Мы предположили, что прекрасная копия, сделанная помощником художника, но подписанная им самим, будет привлекать людей. Мы сказали участникам, что использование ассистентов является обычной практикой в мире искусства, а также показали копию оригинала, сделанную художником. Ключевой вопрос заключался в том, обесценивалась ли работа, созданная помощником, в сравнении с копией, выполненной художником. В результате дубликат художника участники оценили выше, чем копию, сделанную ассистентом.
Люди верят в то, что в момент их создания художники наполняют свои работы собственной сущностью — даже если речь идет о копиях оригинала. Психолог Пол Блум писал об этой иррациональной вере: наше предпочтение объектов с определенной историей объясняется магическим мышлением эссенциализма. Вера в то, что определенные предметы обладают какой-то силой в связи с их сентиментальной ценностью, объясняет наше предпочтение оригиналов их идеальным копиям. Если вы потеряете обручальное кольцо, вы не будете удовлетворены его точной заменой. Если ребенку взамен потертого плюшевого мишки дадут нового, его не утешит такой подарок.
В случае с произведением искусства вера в сущность художника — это то, что позволяет нам почувствовать, что мы связаны с его воображением и духом. Страсть к оригиналам порой становится абсурдной. Например, из-за повального увлечения NFT (невзаимозаменяемыми токенами)❓Вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален и не может быть обменен или замещен другим аналогичным токеном. коллекционеры тратили огромные суммы на уникальное «владение» цифровым произведением искусства, которое каждый может скачать бесплатно. Поскольку оригиналов среди дигитальных файлов не существует, художник может сертифицировать определенный файл как единственную «оригинальную копию» и заработать на этом состояние.
Однако на Востоке к оригиналам относятся иначе. Например, в Китае и Японии допустимо создавать точные копии, и они ценятся так же, как и оригинал. Тем более что старая работа может со временем разрушиться, а ее дубликат покажет первоначальный вид во всей красе.
Как на нас воздействует искусство
Обратимся ко второму вопросу. Как на нас влияет искусство? Очевидно, оно положительно воздействует на наше психическое здоровье, делает нас более чуткими, повышает уровень эмпатии.
Несмотря на то что восприятие искусства не является биологической потребностью, оно важно для развития и процветания человека. Во-первых, искусство может рассматриваться как способ абстрагироваться от неприятных событий. Аристотель считал, что трагедии действуют на нас через катарсис — они вызывают боль и страх, после чего наступает облегчение, — а арт-терапевты используют искусство, чтобы помочь людям справиться с различными травмами. Но есть противоположный способ воздействия на нас искусства — побег. Когда искусство позволяет нам убежать от действительности, оно переносит нас из повседневного мира в другую реальность. Вот почему многие из нас не могут заснуть, не перейдя в вымышленный мир, будь то мир романа или сериала.
Благоприятные эмоциональные эффекты искусства были продемонстрированы в работе психолога Дженнифер Дрейк, профессора Бруклинского колледжа. Когда взрослых и детей просили вспомнить травмирующий опыт, а затем нарисовать рисунок, они сообщали о положительном изменении настроения, потому что, во-первых, искусство помогает отвлечься от печальных мыслей.
Во-вторых, искусство позволяет понять отрицательные эмоции. Философы давно задавались вопросом, почему нам нравятся произведения, изображающее страдание, в то время как мы стараемся избежать их в реальной жизни. Почему нас привлекает «Автопортрет» Рембрандта, где изображен задумчивый обеспокоенный старик? Наслаждаемся ли мы грустью, которую провоцирует в нас эта работа?
Талия Голдштейн, доцент Университета Джорджа Мейсона в Вирджинии, пыталась выявить разницу между переживанием личной печали и переживанием грусти, возникшей при взаимодействии с произведением искусства. Она попросила людей оценить свои чувства, когда они думали о собственном травмирующем опыте и когда смотрели трагические кинокартины. Респонденты одинаково грустили как от фильмов, так и от личных воспоминаний, однако отличие заключалось в том, что печаль, возникшая при просмотре фильмов, не сопровождалась чувством тревоги.
Искусство заставляет нас испытывать негативные эмоции в безопасной обстановке. Их переживания не имеют последствий в реальной жизни
Психолог Пол Розин назвал это явление «доброкачественным мазохизмом». Принимая отрицательные эмоции, мы лучше их понимаем, но тогда можно задаться следующим вопросом: если искусство связывает нас с разумом Cоздателя, разве это не форма сочувствия? Ведь в результате подключения к ментальным состояниям других мы становимся более эмпатичными.
Философ Марта Нуссбаум твердо убеждена в том, что литература тренирует нашу способность представлять себя на месте других и это делает нас более чуткими. В радиоинтервью нейробиолог Джамил Заки, исследователь эмпатии из Стэнфордского университета в Калифорнии, сказал, что он считает «множество различных форм искусства учебным лагерем по эмпатии» и, если вы видите картину, на которой кого-то бьют, «вы принимаете это состояние». Чтение литературы и просмотр фильмов, театральных постановок, картин заставляет нас проявлять сочувствие: мы ставим себя на место другого персонажа и становимся более человечными.
Следующий вопрос заключается в том, может ли искусство в корне изменить наше поведение после того, как мы закроем страницы романа или уйдем из галереи. Зависит от регулярности чтения, прослушивания музыки, просмотра театральных постановок, фильмов и так далее. Безусловно, одна книга не сделает нас более эмпатичными.
Сочувствие может заставить нас быть более сострадательными. Но может быть и наоборот. Знание того, что чувствует другой человек, также помогает понять, как можно заставить его страдать. И, конечно же, нам довольно часто напоминают о том, что многие преступники любили искусство, литературу и музыку. Так что, хотя занятие искусством может повысить уровень эмпатии, нет никакой гарантии, что в будущем мы не нанесем вред другим людям.
Итак, нас тянет к искусству по многим причинам, но одна из наиболее веских — это ощущение, что мы взаимодействуем с воображением великого художника. Что касается искусства, то оно положительно влияет на наше настроение, позволяет нам понимать отрицательные эмоции, повышает уровень эмпатии. Но независимо от того, проявляем ли мы сочувствие к художнику или персонажам, подлинное искусство меняет наше поведение, даже когда мы покидаем музей, театр или закрываем книгу.