Весь мир – Театр
в 100-м сезоне сделал ещё один подарок любителям искусства. Премьера спектакля «Театр» прошла с успехом, много хороших отзывов зрителей.
Поздравления, похвалы, бурные аплодисменты – всё это заслужили создатели спектакля и артисты. Они справились со сложной задачей: представили на сцене знаменитое произведение, передали идеи автора, создали яркие образы.
Британский писатель Уильям Сомерсет Моэм написал «Театр» в возрасте 63 лет. Роман был опубликован в 1937 в Великобритании и США, стал популярным во многих странах. Неоднократно это литературное произведение экранизировали. Интерес к нему в нашей стране вызвал фильм «Театр» 1978 года (режиссёр Янис Стрейч из Латвии). Главные роли в кинокартине исполнили великолепные артисты Вия Артмане, Ивар Калныньш, Гунар Цилинский.
Театральных постановок романа было немного. И вот в Вахтанговском театре смогли создать грандиозное динамичное действо, сохраняя нюансы английского юмора.
Жанр новой постановки необычный: «иронический роман в пространстве сцены» – так определила его режиссер и автор инсценировки Ольга Субботина. Она отказалась от многих эпизодов повествования и длинных монологов.
Удалось за три часа рассказать об основных событиях 30 лет жизни главной героини. Прошлое лучшей актрисы Англии Джулии Лэмберт (Лидия Вележева) и её мужа, актёра, режиссёра, директора театра Майкла Госселина (Евгений Князев) разыгрывают люди из их окружения (родители, коллеги, друзья).
В воспоминаниях Джулии появляются те, кто помог ей сделать карьеру – её педагог, французская актриса Жанна Тэбу (Агнесса Петерсон) и антрепренёр Джимми Лэнгтон (Владислав Демченко, Павел Любимцев).
История любви немолодой актрисы и юного бухгалтера показана не как мелодрама, а трагикомическая история про тотальное актёрство, которое отражается на всех аспектах жизни – на творчестве, работе, отношениях в семье и на личной жизни.
«Весь мир – театр, а люди в нём – актеры» – эта цитата из пьесы Шекспира является лейтмотивом спектакля. Прима представляет себя героиней то одной, то другой пьесы. Буря страсти, когда она потеряла голову от красавчика Тома Феннела (Константин Белошапка). Горькое разочарование и уязвлённое самолюбие, когда узнала об измене любовника. И напоминание об античной царице Федре из пьесы Еврипида, которую отверг юный пасынок.
Экзальтированность Джулии, её эмоциональный стиль общения в жизни, как на сцене, вызывает неприятие её сына Роджера (Алексей Петров, Николай Романовский).
«Я вырос в атмосфере притворства...Хочу найти правду в книгах», – сказал Роджер матери. Устав от актёрства родителей, парень выбрал другую профессию.
Театр для Джулии и её мужа – не просто работа, а образ жизни и способ мышления. Для них жизнь и театр неразделимы. Они и другие персонажи то и дело выходят из роли, комментируют свои чувства и объясняют свои поступки. Эффект многослойности драматургии усиливают эпизоды из спектаклей с участием Джулии и Майкла («Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего» Шекспира и «Мария Стюарт» Шиллера).
В «Театре» задействованы все поколения вахтанговцев (более 30 актёров). Лидия Вележева виртуозно и грациозно создаёт образ Джулии Лэмберт. Выдающейся актрисе удаётся достоверно передать гамму чувств, произвести незабывааемое впечатление. Огромное удовольствие доставляет Евгений Князев, сыгравший мужа Джулии. Прагматичный Майкл в его исполнении – ироничный и обаятельный джентльмен.
Андрей Ильин в роли старого лорда Чарлза Тэмерли проявляет себя как талантливый комический актёр. Убедительны Павел Любимцев в роли антрепренера Лэнгтона и Ольга Чиповская в роли Долли де Фриз – совладелицы театра, подруги Джулии.
Отлично справились с задачами, поставленными режиссёром, молодые актёры Константин Белошапка (Том Феннел) и Полина Кузьминская (дебютантка Эвис Крайтон).
В спектакле принимают участие также артисты оркестра Театра имени Вахтангова. Они исполняют музыку Глеба Матвейчука, который дебютировал на сцене Вахтанговского театра в качестве композитора. Музыка пронизывает и дополняет каждую сцену, создаёт настроение, усиливает драматизм или вызывает ностальгию, или настраивает на лирический лад.
Действие основных сцен происходит в 1930-е годы в Лондоне. Сценография Максима Обрезкова отсылает к английскому театру того периода. Декорации масштабные и мобильные, хорошо подобраны предметы интерьера и мебель. Большое значение имеют световые эффекты: то прожектор направляют на героя, усиливая чувство тревоги, то из темноты высвечивают часть сцены, как будто создавая отдельное помещение.
Костюмы для спектакля тоже созданы под руководством Максима Обрезкова. Главные герои часто меняют наряды, выглядят в них великолепно! После демонстрации десятка шикарных костюмов Джулия в финальной сцены блистает в чёрном платье с пайетками.
Прима добилась триумфа, снова доказала, что она – великая актриса. Талант, опыт, мудрость позволили победить юную соперницу, вернуть интерес мужа, поставить на место расчётливого любовника. Овации и любовь публики, восхищение окружающих – это преклонение перед талантом и вдохновением, признание заслуг и дань уважения служительнице Мельпомены.
«Это спектакль не о какой-то конкретной личности, а о ТЕАТРЕ как таковом, о том универсуме, к которому мы все – люди театра – принадлежим, о театре, который для нас и Голгофа, и спасение», – сказала режиссёр Ольга Субботина.
Ольга Королёва.
Фото Н. Щербакова