Разбираемся в искусстве: краткий гид по русскому авангарду
Разбираемся в искусстве: краткий гид по русскому авангарду
Авангард – одно из направлений искусства, в основе которого лежат противопоставление академическим традициям и отказ от классических канонов, а также эксперименты с формами.
Русский авангард зарождается в самом начале XX века. В 1909 году в Петербурге появилось общество художников-экспериментаторов «Союз молодежи». В 1911 году в Москве было основано общество «Бубновый валет» – самое крупное творческое объединение раннего авангарда, которое просуществовало вплоть до 1917 года и одним из участников которого был Василий Кандинский.
Интерес к авангарду не утихает и сейчас. Мировые бренды делают отсылки к произведениям художников в своих коллекциях, режиссеры стилизуют сцены фильмов под известные картины. А совсем недавно бренд полезной гречишной продукции Nature’s own factory совместно с Третьяковской галереей запустил новый проект, в рамках которого представил полезный гречишный шоколад с шедеврами русского авангарда на упаковке.
Уже сейчас шоколад в новой интересной упаковке можно купить в ресторане Eataly и магазинах сети «Азбука вкуса».
Мы побывали на презентации проекта и послушали очень интересную лекцию эксперта Третьяковской галереи и одного из ведущих искусствоведов авангарда, Ирины Кочергиной. Делимся с тобой самыми важными моментами из лекции!
Авангард объединил множество художественных направлений начала ХХ века – абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм и другие, но главной его чертой было новаторство.
Своего пика авангард достиг к 20-м годам ХХ века. После революции 1917 года стало понятно, что старое искусство совершенно не отвечает новому строю, что в нем нет ничего яркого и революционного. Руководители молодого государства решили искать новые способы выразительности, поэтому обратились к авангардистам.
Любовь Попова, Artistic Architectonics, 1916.
Главными представителями направления были Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, Любовь Попова, Роберт Фальк, Павел Кузнецов, Лазарь Лисицкий и другие. Многие из них возглавили факультеты ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские), который стал воплощением послереволюционной реформы художественного образования. ВХУТЕМАС – объединение факультетов разных творческих направлений и свободных мастерских. Он зародил концепцию нового обучения. Преподаватели выступали больше в роли кураторов и вместе с учениками экспериментировали, создавая совершенно новые проекты и отказываясь от классического восприятия формы.
Фото из архива
Авангардистам была дана полная свобода творчества. Во многом это произошло благодаря Анатолию Луначарскому, который в те годы был наркомом просвещения РСФСР. Он организовал Отдел изобразительных искусств Комиссариата народного просвещения и назначил его руководителем художника Давида Штеренберга. Тогда власти вкладывали большие средства в развитие современного искусства. Многие художники получили должности в государственных учреждениях. Малевич, например, был назначен директором Ленинградского государственного института художественной культуры (Гинхук). А Кандинский – председателем Всероссийской закупочной комиссии, ученым консультантом и заведующим репродукционной мастерской.
Кадр из фильма Александра Митты «Шагал – Малевич»
Важной миссией художников была закупка произведений искусства. Для этого и была создана специальная закупочная комиссия. Они ходили по мастерским и отбирали работы, оценивали их, а потом выкупали. На государственные деньги они закупали даже работы студентов, которые казались им перспективными.
Позже в газете «Правда» вышла статья с обвинениями в адрес художников в расточительстве. За три года государство инвестировало в авангард 26 миллионов рублей и закупило почти 2 тысячи произведений.
Работа Александра Родченко Владимир Татлин, «Натурщица», 1913
Впервые в истории искусства главным критерием ценности работ стало новаторство. Если художник выдает какой-то новый метод, новую фактуру, то автоматически становился экспериментатором. Члены закупочной комиссии не просто так искали новые произведения искусства, их целью было создание музея нового типа. Так, в 1919 году в Москве открылся Музей живописной культуры, который позднее был реорганизован в филиал Третьяковской галереи.
Но советская власть хотела, чтобы в каждом городе был свой музей современного искусства. Их целью было показать людям, что после революции появилось что-то новаторское и экспериментальное. Руководители страны понимали, как сильно искусство влияет на сознание человека. Так, за три года удалось доставить работы художников в 32 города. Например, в Краснодарский краевой художественный музей было привезено больше 400 картин.
К 1930-м годам интерес к авангарду начал утихать. Однако русский авангард успел внести огромный вклад в мировую культуру и изменил представление об искусстве в целом. Благодаря этому направлению окончательно разрушились стереотипы в искусстве. Новые, нестандартные идеи авангарда отодвинули традиционное восприятие.