Елена Жамбалова: «Здоровья тебе, молодой пиит»
Наша сегодняшняя гостья Елена Жамбалова живет в небольшом бурятском селе, воспитывает четверых детей, считает Льва Толстого родственной душой и одновременно с этим чувствует себя неуверенным в себе подростком. Может быть, все это и помогает Елене писать замечательные стихи? — Вы окончили филфак БГУ. Сейчас работаете по специальности? — Нет, я сижу дома с четырьмя детьми. Вообще, даже когда училась, никогда не представляла себя учителем в школе. Проходя практику на третьем курсе в лингвистической гимназии, ощущала, что дети сильнее меня, что я не могу «взять власть» над классом. Приходилось придумывать всякие штуки, мне очень хотелось нравиться им. Я устраивала конкурсы, покупала им на призы шоколадки за свой бедный студенческий счет, на переменах могла перейти на подростковый сленг, в общем вела себя совершенно неумно — хотелось «подкупить» их доброе внимание, я сама была, а может быть, и остаюсь неуверенным в себе подростком. Тогда я поняла, что школа не для меня. Работала я в жизни мало, в основном сидела в декретном отпуске, но не могу сказать, что филфак не пригодился мне, пригодился и пригождается до сих пор в разной фрилансовой работе. — Наверное, это традиционный вопрос к поэтам о первых стихотворениях. Помните свои первые поэтические строки? — Да, я тогда обидела свою лучшую подругу и написала стихотворение об этом, очень хотелось получить ее прощение. Потом, уже в 7 классе, написала стихотворение о Пушкине на конкурс. На самом деле первые опыты мои были очень слабые. Подойди ко мне сегодня девочка с такими стихами, мне будет очень трудно поверить, что из нее что-то получится в поэзии. — Когда начали понимать, стихи — это не просто так, что это действительно поэзия? — Будучи уже довольно взрослой, родив троих детей, я поехала на Иркутский фестиваль поэзии, который проводили Игорь Дронов и Анна Асеева. Туда были приглашены большие поэты — Александр Еременко, Бахыт Кенжеев, Елена Игнатова, Андрей Родионов, Максим Жуков, Андрей Пермяков, Дарья Верясова… До того мне казалось, что я хорошо пишу, именно там я ощутила, что делаю что-то не то… Дальше был форум молодых писателей, я во все это ударилась с головой и ничего другого совершенно не хотела. — На Ваш взгляд, поэзия — это дар свыше и удел немногих счастливчиков или писать стихи может каждый, надо лишь найти нужные рифмы и подучиться? — Да каких же счастливчиков, что вы. Знаете, я, как ни пытаюсь ответить на этот вопрос, выходит пафосно и противно. Думаю, что поэтом можно как родиться, так и стать в течение жизни. Жизнь «подучит». — Ваш самый строгий критик или человек, мнению которого Вы безоговорочно доверяете? — У меня есть и кумиры, и авторитеты. Я часто живу с оглядкой на чужое мнение. Чужое мнение часто определяет мое настроение. Это так, хотя мне и хотелось бы быть свободной. Я смиряюсь с этим сегодня, а завтра, когда меня не станет, опять же, жизнь расставит объективно. Или необъективно. Но одним из самых своих главных мастеров в поэзии я считаю Алексея Давидовича Алехина. — Ваши любимые поэты? Любимая книга? — Любимых поэтов много. Скорее, даже не самих поэтов, а много любимых стихов у разных поэтов. Есть и «любимые поэты», но не обязательно, что мне нравятся их стихи (смеется). Любимая книга с детства — «Очарованная душа» Ромена Роллана. «Та сторона, где ветер» Вячеслава Крапивина… Это просто то, что первое пришло в голову. «Руководство для домработниц» Лусии Берлин — это сборник рассказов. Одна из самых важных книг в моей жизни. Из поэтических книг — «Школа милосердия» Виталия Пуханова. И его же «Плоды смоковницы». — Есть среди авторов такой, кого Вы считаете близким по духу и в его произведениях ищете ответы на волнующие вопросы? — Вообще, может быть, странно прозвучит, но это Лев Николаевич Толстой. Я вот тоже все хочу себя переделать, выправить, воспитать, быть строже к себе, а в итоге… «5 февраля 1856. […] веду себя хорошо второй день» (Смеется). Или – «19 сентября 1858. Решил, что надо любить и трудиться, и все». «20 сентября 1858. [Ясная Поляна.] Приехал. Устал. Не любил и не трудился». Жыза! Что может быть ближе! — У Вас четверо детей. Тема детства и материнства как-то отражается в вашем творчестве? — Да, отражается, но нечасто. — Свои стихотворения, и вообще стихи, читаете детям. Как они относятся к творчеству мамы? — Нет, стихи свои я детям не читаю. И вообще в семье никому их не читаю. Со стихами классиков дети знакомятся в школе. Разберутся сами, без мамки в этом. К творчеству мамы они относятся индифферентно, им все равно, и это правильно. Хотя старшему нравится, что иногда выходят интервью со мной и что я несколько популярна в Интернете. — При четырех детях как время находите для поэзии? — Я нахожу время либо для поэзии, либо для четырех детей. Одновременно не умею. Чередую. Я не идеальная мать, не очень хорошая хозяйка, не примерная жена, не мудрый человек, вряд ли мной может гордиться свекровь или моя мама. Но у меня прекрасный муж, Булат, он меня любит и понимает, и прощает, и помогает. — Еще один традиционный вопрос: как Вы относитесь к сетевой литературе? Она конкурент классической, «бумажной» литературе или это одни и те же конфеты, но в разной обертке? — Нормально отношусь, я сама с нее начинала. Вообще, это долгий разговор. Мне кажется, если суждено, ты из любой сетевой попсы вылупишься дальше. Почувствуешь, что там тесно и не совсем честно. Там много самолюбования. Но на каком-то этапе это вполне себе старт. — Одной лишь поэзией можно сегодня заработать на жизнь? — Смотря какой жизни вы хотите. И смотря какой вы поэт. Большие поэты могут. Я не очень большой поэт, у меня пока даже нет своей книги, и я лежу в этом направлении. Некоторые литературные журналы платят авторам гонорары. Некоторые. И гонорары небольшие. Но ничего, лишь бы были сегодня хоть какие-то толстые литературные журналы. — Вы за свои произведения получаете гонорары? Если да, то какой самый большой? — Самые большие деньги, которые я получила за стихи (второе место в премии «Лицей»), — 700 тысяч рублей. — Ваши пожелания молодым начинающим авторам. — Подумай хорошо, во что вляпываешься! Здоровья тебе, молодой пиит. Олег Тополев. *** Терпи саму себя, она тебя короче. Однажды чистишь снег — и тюкнись в ворота Зеленой шапкой, лбом, тридцатилетней дочкой, Соседским шепотком: наедут, лимита! И вздрогни, и зайдись не плачем, смехом, ржачем, Благословленьем всех закрытых ипотек. Лети себе, звени над подмосковной дачей. Но долго так не стой, а дальше чисти снег. *** Держи меня на голубом глазу Корабликом в эмалевом тазу. Не приближай целующего рта. Какую силу может пустота? Какая сила тащит по бортам. За краем, За полосой длиною два пи эр, Одной из римских боевых триер. Кричу гребцами в сотню хриплых горл, Что я отныне самый дикий вор, И всех разгульней на большом пиру. И путь мой зол. И пленных не беру. Досье «ЗР»: Жамбалова Елена Александровна родилась в 1986 году в поселке Балахта Красноярского края. Окончила филологический факультет Бурятского государственного университета (2008). Публиковалась в журналах «Знамя», «Новая Юность», «Байкал», «Сибирские огни», «Огни Кузбасса», «Традиции и Авангард», «Новые известия», «Литературная газета», «Литературная Россия» и др. Лауреат (2-ое место) премии «Лицей» (2018) в номинации «Поэзия», победитель конкурса «Стихи. Проза» в номинации «Поэзия» Литературного института им. Горького (Москва, 2015), лауреат премии «В поисках правды и справедливости» партии «Справедливая Россия» (2015), победитель в конкурсе творческих работ международного фестиваля духовной и материальной культуры «Подношение десяти драгоценностей» (2014), посвященном Хамбо Ламе Этигэлову, в номинации «Лучшее эссе на русском языке». Победитель в старшей возрастной группе Фестиваля поэзии «Весенняя Муза». Победитель конкурса в рамках Всероссийского фестиваля поэзии имени Алексея Бельмасова (Ленинск-Кузнецкий, 2017). Участник совещания молодых писателей Урала, Сибири и Дальнего Востока (2015), фестиваля поэзии на Байкале им. Анатолия Кобенкова в Иркутске (2015, 2016), Международного форума молодых писателей (2016 — Звенигород, 2017 — Иркутск, 2018 — Ульяновск). Замужем, воспитывает четверых детей. Живет в селе Эрхирик Заиграевского района Бурятии.