Могила провидца, ночные похороны и пулемётные гнёзда. Какие тайны скрывает Лазаревское кладбище Рязани
Одному из старейших городских некрополей, Лазаревскому кладбищу, в этом году исполнилось 225 лет. И во многом его история — это отражение истории Рязани.
Дар вдовы Хрущёвой, щедрый титулярный советник и отец Нобелевского лауреата
Официальная история Лазаревского кладбища начинается с 1795 года. Дату его основания определяют по прошению к рязанскому архиепископу: «В июле месяце подана была прозба к Вашему преосвященству священников на сей стороне речки Лыбеди состоящих церквей, а именно: Борисоглебского собора, Никольской и Спаской, Екатерининской церквей об отводе другаго кладбищенского места по способности к оным церквам; которое место уже и отведено».
Однако уже за три года до этого документа создание нового кладбища было делом практически решённым: об этом свидетельствует дар помещицы Натальи Михайловны Хрущёвой. Она решила построить новую церковь в Канищеве, а здание старого храма передала для кладбища, необходимость в котором давно назрела.
Здание раскатали на брёвна и перевезли на место, где тогда была южная окраина Рязани. Тут же начали собирать средства, чтобы подновить вновь возводящуюся церковь. Священник Борисоглебского собора добыл для фундамента три тысячи кирпичей, из Смоленского храма передали три колокола; Скорбященский приход помог деньгами: «Оная Канищевская церковь и мала и может быть ветха, то потребуется прибавить в лесе и в прочем». 1 октября 1796 года храм на новом кладбище был освящён во имя праведного Лазаря. Так появилось и название некрополя, под которым он известен уже более двух веков.
Число захоронений вокруг Лазаревского храма росло с каждым годом. Особым стал 1812 — появились могилы героев войны с Наполеоном. Только участников Бородинского сражения здесь было погребено 239. Учитывая патриотические настроения того времени, отношение к кладбищу было особым. Проявилось это и в желании обновить совсем обветшавшую деревянную церковь.
С особым пылом приступил к этому рязанский титулярный советник Максим Вукулович Ракшинский. В 1817 году он начал хлопотать о строительстве каменного храма. Руководствовался желанием почтить память героев: «Движим будучи особенным усердием к храму Божию, а не менее имея в виду достойное памяти событие 1812 года, что на сем кладбище многия воины, подвизавшиеся на брани за веру и Отечество, погребены». Сам Рашинский внёс на постройку храма 5 000 рублей, ещё 15 000 собрали всем миром. Новую церковь возвели быстро — в 1820 году. Приход рос — вскоре и церковное кладбище пришлось вновь расширить.
К 1822 году некрополь и храм занимали шесть десятин земли (по современным меркам — около шести гектаров). В то время существовали особые предписания о содержании церковных кладбищ — предписывалось сохранять их в «благолепном виде», высаживать деревья и устраивать приличные ограды. Каждый настоятель старался внести свой вклад, но особо стоит отметить священника, под попечение которого храм отошёл в 1868 году.
Им стал Пётр Дмитриевич Павлов, отец будущего Нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. Благодаря его трудам возвели знаменитую ограду Лазаревского кладбища — в настоящее время она перестроена, но часть сохранилась с тех времён. Родственник настоятеля вспоминал: «Лазаревское было обнесено массивной кирпичной оградой, что содействовало благоустройству кладбища, содержавшегося при дедушке в очень приличном виде».
«Божий казначей», предсказывавший будущее
Если поначалу кладбище славилось многими военными захоронениями, то со временем здесь появились могилы и склепы известных рязанских семей — священников, дворян, купцов. Похоронены на Лазаревском родители певцов Пироговых, знаменитый композитор Михаил Виноградов, иконописец Николай Шумов. Хорошо известно захоронение семьи Павловых — тут обрели последний приют родители Нобелевского лауреата; знаменитый академик, приезжая в Рязань, навещал некрополь. И бывал не только на родительской могиле — говорят, всегда посещал ещё одно захоронение, блаженного Василия Кадомского.
Некогда о блаженном Василии говорила вся Рязань — он был известен своим даром прозорливости; как сказали бы сейчас — предсказывал будущее. Судьба его была необычна: родился в дворянской семье, поступил на воинскую службу, во время войны с Наполеоном вступил в ополчение. Тогда его часть была расквартирована в Киеве, там молодой офицер посещал лавру — там и принял решение уйти от мира.
Вернувшись в Рязань, отказался от всего материального и принял на себя подвиг юродивого. Бывший военный бродил по улицам, играл с детьми, почти ничего не ел — но был желанным гостем во многих домах, в том числе дворянских. Деньги, которые ему давали, раздавал другим нищим, за что получил прозвище «божий казначей». А ещё рассказывал, что случится в будущем. Мог предсказать и скорую смерть, и ссору собиравшейся пожениться пары, и исход судебных дел. Однажды начал повторять: «За Киевом ножи точат острые, большущие, крови течёт река больше Днепра». Это было накануне восстания в Польше. Когда о событии узнали рязанские дворяне — сразу же вспомнили слова юродивого.
Предсказал Василий и свою смерть: видел, что придут к нему и принесут «по грошу, по алтыну, по пятаку да по рублю». Это была цена поминальных свеч. Похоронили его на Лазаревском кладбище. Рязанцы приходили на его могилу — вскоре стало известно, что те, кто молился там, исцелялись от болезней. В 1997 году Василия Кадомского канонизировали — то есть признали рязанским святым. Мощи его были перенесены в храм, но до сих пор многие посещают место на Лазаревском кладбище, где был первоначально захоронен блаженный.
Тайна безымянных могил
ХХ век стал особым временем для Лазаревского — понемногу оно начало приходить в упадок. В 1931 году здесь числилось около двух тысяч захоронений, но на многих могилах памятники были разрушены. Описывают некрополь так: «Вокруг почти всего кладбища проходит широкая дорожка, обсаженная липами. С западной стороны кладбища за каменной стеной пригорожено место для погребения покойников, доставляемых из губернской больницы и городских госпиталей».
Спустя несколько лет здесь, на северо-западной стороне кладбища, появится ещё один особый участок. Покойных будут привозить под вечер и хоронить так, чтобы никто не видел. Территория уйдёт под охрану НКВД. О ночных похоронах будут вспоминать лишь случайные свидетели: кто-то искал заплутавшую корову и увидел, как в яму скидывают трупы без одежды; кто-то рискнул проследить за телегой, увозившей грубые казённые гробы. Шёл 1937 год, о загадочных ночных похоронах люди старались лишний раз не говорить и не вспоминать. Лазаревское стало последним приютом тех, кто был приговорен к расстрелу.
Но вспомнить всё же пришлось — в 1993 году землю здесь отдали под застройку. Но стоило начать копать — как обнаружились рвы, а в них кости и черепа со следами выстрелов. Стройку приостановили, из земли извлекли останки около двухсот человек.
Лазаревский некрополь: от упадка к возрождению
Официально захоронения на Лазаревском запретили в 1968 году. Но решение было принято четырьмя годами раньше. Тогда в документах отмечалось в том числе, что на кладбище нет помещений для бытовых нужд, сама территория замусорена. С каждым годом некрополь приходил в упадок.
К девяностым кладбище представляло собой место, имевшее не самую хорошую репутацию: на заброшенных могилах гуляли поклонники различных оккультных течений; проходить через заросшее кладбище не каждый рисковал даже днём. Восстанавливать некрополь начали в конце девяностых. Спустя ещё несколько лет интерес к нему заметно вырос: начали создавать карту захоронений, проводить исследования.
Материалов для них немало — до сих пор находят архивные фотографии, археологические подтверждения тех или иных моментов из богатой истории кладбища. Например, удалось подтвердить, что в начале Великой Отечественной угловые башни кирпичной ограды планировали использовать как точку для размещения пулемётов на случай прихода немцев. Обоснованием стали не только воспоминания, но и снимки, и найденные у ограды гильзы. В 2018 году было принято решение разместить на ограде мемориальную доску с соответствующей информацией.
Но некрополь хранит ещё немало тайн и они ещё ждут своего исследователя.