Анна Уварова из Балашихи стала лауреатом конкурса в честь поэта Николая Дмитриева

Десятиклассница Ана Уварова из Балашихи стала лауреатом первой степени десятого литературного конкурса «Первоцвет», посвящённого жизни и творчеству поэта Николая Дмитриева. Конкурс проводится в Балашихе рамках Дмитриевских чтений. Ниже приводим работу лауреата. Тема Родины в творчестве поэта Н.Ф. Дмитриева Река, парк, пронизанный солнцем, запах скошенной травы, знакомая тропинка и любимая скамья… Сажусь, занимая удобное положение, с трепетом открываю любимую книгу и погружаюсь в волшебный мир слова сборника стихотворений моего земляка, самобытного поэта есенинской школы Николая Фёдоровича Дмитриева. Читаю и перечитываю знакомые строчки, заставляющие меня радоваться гармоничному миру природы, рекам, «текущим в своей могучести красивой», радуге, ставшей «связующим звонким мостом между высью небесной и ширью земной», ясному и властному свету ясеня, столетней церкви, «крестом цепляющей облака»… Но особое чувство вызывают у меня стихи, пронизанные безграничной любовью поэта к Родине, к родному краю: «Ты, исцеляющий, ты, исцелявший, от нелюбови, от ржави и лжи…», — пишет автор в стихотворении «Край мой оттаявших чёрных скворешен…». И это действительно так, ибо нет ничего в жизни человека милее родного дома, где ты родился и вырос, где знаешь каждую тропинку, где наполняется сердце тихой радостью и нежной грустью. Задерживаюсь на стихотворении « Ты, земля, вот так меня держала». Поражена и в очередной раз взволнована. Поэт, обращаясь к земле-матушке, сравнивает себя с младенцем и просит прощения за слабости, «потому — и в радости, и в горе слаще нет припасть к твоей груди». Удивительно, что автор говорит с землей своей на равных, используя местоимение «ты». Думаю, тем самым он показывает кровную связь с родной землей. А риторический вопрос «Я ли не задуман был счастливым?» дает прямой намек на то, что только в родных краях человек может испытывать истинное счастье. Каким видится мне образ Родины в стихотворениях Дмитриева? Конечно, многоликим. Родина-это прежде всего отцовский дом («Отцовский дом»), в котором все мило и дорого, но который опустел и одичал: …На комоде в маминых очках Небо детства в глянцевых сучках, На столе сухая земляника. Плесень по углам не соскрести. Оставаться — дико, а уйти — Встать и выйти — дико, дико, дико! Яркая метафора «небо детства» говорит о безграничном мире лирического героя, на которого нахлынули воспоминания о прожитых днях в отцовском доме, покинутом, но незабытом. Родина для поэта — это и русская деревенька, такая же, как и его любимые Архангельское, Аниськино. Это дорогие лирику места, где широта и раздолье полей, лесные дали, красота речных берегов, умиротворяющих и согревающих душу. Понятно, почему так горько поэту, который наблюдал разрушение русских деревень и потерю своих истоков. Поэтому очевиден призыв автора, глубоко ранящий душу читателей («Не исчезай, мое село»): Не исчезай, мое село, — Твой берег выбрали поляне, И ты в него, судьбе назло, Вцепись своими тополями. Прижмись стогами на лугу И не забудь в осенней хмари — Ты будто «Слово о полку» — В одном бесценном экземпляре. Разве могут не волновать эти строки? Разве могут оставить спокойными наше сердце слова, создающие метафорический образ села с корнями тополей? Автор призывает его вцепиться тополями в землю-матушку, чтобы уберечься от разорения, настолько сильно волновала поэта судьба русских деревень. Мне так же горько от того, что исчезли и продолжают исчезать деревушки, уникальные в своей неповторимости. Не случайно Дмитриев использует сравнение их с памятником древнерусской литературы. Родина — это и любимая природа: земля-матушка, березки, ясени, тополя, родимый край, которому автор сердечно благодарен, поэтому и звучит многократное анафористическое «спасибо» в стихотворении «Родному краю»: Спасибо тебе за луч, Спасибо тебе за клевер, Спасибо тебе за юг, Спасибо тебе за север. 3а зимнее, за весеннее, За радугу на весу, За Бунина, за Есенина, За среднюю полосу. Это невозможно читать спокойно! Такое нужно пережить… И, наконец, Родина по-дмитриевски — это лица хороших людей, светлых, открытых, с чистым сердцем и светлыми помыслами («Лица»): В тиши одинокой и в праздничном гуде, В моей деревеньке и в звонкой столице Меня окружают хорошие люди, Мне светят родные, знакомые лица. Я в них отразился — и, значит, не страшно Подумать о том, что со мной еще будет, И пусть я когда-нибудь стану вчерашним — Меня окружают хорошие люди. Удивительно, но поэт чувствует неразрывную связь с хорошими людьми, которые поддержат в трудную минуту, а поэтому автору не страшно «стать вчерашним». Я долго думала над этим сочетанием. Как удалось Дмитриеву так тонко обойти слово «смерть», страшное, гнетущее, безысходное? Поэт поистине мастер слова, способный говорить о тяжелом и страшном легко. Поэтому, наверное, читая стихотворные строчки, я испытываю двойственное чувство. Но мне всё равно кажется, что если есть в нашей стране такие удивительные поэты, которые одним словом могут поднять дух целого народа, нам ничего не страшно: В то, что не воскреснет Русь, — не верь, Копят силы и Рязань, и Тверь. На Рязани есть ещё частушки, Есть ещё под Вологдой чернушки, Силы есть для жизни, для стиха, Не сметёт вовек ни Чудь, ни Мерю, — В то, что не воскреснет Русь, — не верю, Не возьму я на душу греха. Я горжусь, что поэт Н.Ф. Дмитриев — мой земляк, яркий, самобытный, сердечный, по-настоящему любящий свой край, свою Родину. Закрываю последнюю страницу сборника стихов и думаю, глядя на рябоватую воду мирно плывущей в своих берегах Пехорки: «Сегодня я стала на ступеньку выше, потому что познала словесную тайну и щемящее совершенство дмитриевской лирики». Анна Уварова уче6ница 10 «Б» класса школы № 27 городского округа Балашиха Руководитель: Фадеева О.Д., учитель русского языка и литературы