Войти в почту

Возвращение «Ново-Сибирского транзита»

Фестиваль «Ново-Сибирский транзит» не только объявил о возвращении, но и открыл продажу билетов.

Возвращение «Ново-Сибирского транзита»
© Новая Сибирь

Обещавший запустить театралов в открытый космос фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит» вернулся после пандемического перерыва и готов выполнить все свои обещания. Шестой по счету слет лучших спектаклей Сибири, Урала и Дальнего Востока должен был состояться прошлой весной, однако перенесенный на целый сезон пройдет с 20 по 27 мая 2021 года. Конкурсную афишу, объявленную в феврале 2020-го, удалось сохранить почти полностью: билеты на 16 названий, среди которых заявлены интерпретации национальных эпосов, русская классика, киносценарии, фэнтези и современная драматургия, уже поступили в продажу.

«Ново-Сибирский транзит» — долгоиграющий и горячо любимый в театральной среде проект «Красного факела». В статусе крупнейшего форума, объединяющего профессиональные драматические театры трех крупнейших регионов России, проводится в Новосибирске с 2010 года. В основу фестиваля положены принцип диалога и обмена опытом, укрепление творческих контактов и создание площадки для общения.

«Хроники Нарнии». Красноярский театр юного зрителя

Каждый фестиваль выпуск имеет особую тематику в оформлении и сопутствующих мероприятиях. В мае 2021-го участники, как и было обещано, отправятся в космос: 20 мая на площади перед театром «Красный факел» пройдут сразу два представления: в 18.20 — праздничное открытие, а в 22.30 — космический перформанс. Вход на оба мероприятия будет свободным. Билеты на спектакли фестивальной афиши в продаже с 17 марта.

Итоговая афиша VI «Ново-Сибирского транзита» сформирована экспертным советом фестиваля, отсмотревшим более 140 заявок на видео и 49 спектаклей «вживую». Изначально планировалось представить в рамках конкурсной программы 18 работ из трех регионов, однако вынужденный перенос форума несколько изменил расклад. По причинам, не зависящим от устроителей фестиваля, «Транзиту» пришлось расстаться со спектаклями «Гроза» южно-сахалинского Чехов-центра и «Аламжи» Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева. Все остальные 16 спектаклей театров Сибири, Урала и Дальнего Востока приедут в Новосибирск и займут свое место в афише. Причем впервые некоторые театры представят на конкурс сразу два названия. Для устремленного к расширению географии и имен «Транзита» это новый опыт, однако коррективы оправданны высоким художественным уровнем спектаклей.

Новосибирск на ринг «Транзита» выйдет трижды. Свои спектакли представят «Красный факел», «Глобус» и «Старый дом». Специальным гостем VI «Ново-Сибирского транзита» станет спектакль «Генри и Эллен» независимого московского театра «АРТ-ПАРТНЕР XXI». Постановка театральной рапсодии по пьесе Дона Нигро, посвященная легендам британской сцены XIX века Генри Ирвингу и Эллен Терри, создана при участии режиссера Римаса Туминаса. Заглавные роли в спектакле исполняют блистательные Игорь Гордин и Анна Большова.

19 мая, 18.30. Новосибирский драматический театр «Старый дом» По мотивам романа Федора Достоевского «ИДИОТ» Драма. (18+) Режиссер — Андрей Прикотенко

Князь Мышкин всегда был одной из главных загадок русской культуры. Андрей Прикотенко переносит действие известного романа в современность и предлагает собственный взгляд на события. В версии «Старого дома» каждый персонаж этой истории приобрел мышкинский комплекс: Настасья Филипповна, Ганя, Аглая, Рогожин, Елизавета Прокофьевна, Терентьев, Иволгин и даже Птицын стали материалом расследования. Они превратились в своего рода детективные сюжеты, которые увлекательно разворачиваются в процессе движения спектакля. Одно безусловно: Мышкин и есть тот, кто провоцирует раскрытие и разоблачение всех героев. Но кто же он сам?

20 мая, 14.00. Камерное пространство Большой сцены театра «Глобус» Русский драматический театр им. Н. А. Бестужева (Улан-Удэ) На основе рассказа Евгения Замятина «НАВОДНЕНИЕ» Почти кино в семи главах. (16+) Режиссер — Сергей Левицкий

История бездетной семейной пары, взявшей на воспитание девочку-подростка. Катастрофа в личной жизни Софьи и Трофима на фоне природного катаклизма — наводнения — у режиссера Сергея Левицкого становится катастрофой человечества. Семейная драма соединяется с темой ответственности каждого человека за мир, начиная от мира в душе и до мира на всей планете.

«Наводнение» сродни музыкальной партитуре, где у каждого героя свой голос и своя тема. Он и о женщине: насколько сильной может быть ее любовь? Где тот момент, когда она готова преступить некую запретную черту? В чем парадокс женской беззаветной преданности к любимому мужчине? И о предательстве, ревности, чувстве вины. И о войне в широком смысле этого слова.

20 мая, 19.00. На Большой сцене театра «Красный факел». Красноярский театр юного зрителя Клайв Льюис «ХРОНИКИ НАРНИИ. ПЛЕМЯННИК ЧАРОДЕЯ» Сага. Книга первая. (12+) Режиссер — Роман Феодори

«Племянник чародея» — первый спектакль по книгам сказочной саги Клайва Льюиса «Хроники Нарнии». Нарния — сказочная страна, в которой обитают говорящие животные, нимфы, фавны и другие удивительные создания. Она возникла по воле мудрого льва Аслана. А, может, Нарния — это фантазии подростка, которому трудно принять то, что происходит в действительности? У Дигори в жизни случилась беда. И в этот момент вместе с соседской девочкой Полли он по волшебству переносится в параллельный мир. Путешественников ждут удивительные приключения, испытания, опасности и возвращение домой, в реальность. Что поможет Дигори справиться с настоящим несчастьем — чудесное яблоко или опыт, полученный в Нарнии?

21 мая, 14.00. Камерное пространство Большой сцены театра «Глобус» Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина Жан-Люк Лагарс «МЫ, ГЕРОИ» Трагикомедия. (16+) Режиссер — Олег Рыбкин

«Мы, герои» — это пронзительное и трогательное высказывание о хрупкости человеческой жизни в трагические моменты истории. Герои, вынесенные в название спектакля, — театральная труппа скитальцев и изгоев. В привычном понимании, возможно, они совсем и не покажутся вам героями, однако взгляните на них внимательнее. Их судьбы, их страдания в поисках любви, счастья и безопасности можно было бы посчитать комедией, если бы не знание того, что эти события происходят в центре Европы, на которую надвигается угроза войны. Но актеры бродячего театра не сдаются — под аккомпанемент живого оркестра они поют, ссорятся, любят, живут.

21 мая, 19.00 Большая сцена театра «Красный факел» Норильский заполярный драматический театр им. В. Маяковского Флориан Зеллер «ПАПА». драма в двух действиях. (16+) Режиссер — Анна Бабанова

Станете ли вы сочувствовать дочери, которую отец подозревает в «бесчестных манипуляциях» и намерениях лишить его квартиры? А если узнаете, что все это происходит лишь в реальности самого отца? У главного героя — болезнь Альцгеймера: его жизнь — блуждание по лабиринту, где явь чередуется с вымыслом и сном, одни и те же ситуации возникают в разных интерпретациях. Персонажи меняются лицами и голосами и вынуждены существовать по правилам реальности героя, а зритель вместе с ним проживает его страхи, подозрения, надежды, ищет освобождения из омутов. Главную роль исполняет заслуженный артист РФ Сергей Ребрий, виртуозно создающий образ, где есть место и драматическому началу, и комедийному, и сентиментальному, и острохарактерному.

22 мая, 14.00 и 19.00 Камерное пространство Большой сцены театра «Красный факел» Курганский театр драмы Павел Санаев «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ» Драма. (16+) Режиссер — Дмитрий Акриш

Восьмилетний Саша живет с бабушкой и дедушкой. Он учится на дому, бабушка запрещает ему очень многое, а самое главное — видеться с мамой, она считает свою дочь не способной вырастить ребенка. Пытаясь удержать Сашу возле себя любой ценой, она превращает его в подобие живой куклы — ей, лишь одной ей, известно, что для мальчика лучше, от чего его нужно лечить, как наказывать. Любовь и опека превращаются в фанатизм и тиранию, из-под давления которой хочет и не может вырваться ребенок. Спектакль выстроен в камерном пространстве, где зрителю легко самому почувствовать себя ребенком, за дверью комнаты которого ругаются взрослые, и хрупкий мир трещит по швам.

22 мая, 14.00, 19.00 Малая сцена театра «Красный факел» Сахалинский Международный театральный центр им. А. Чехова Фолькер Шмидт Перевод Олега Качковского «Экстремалы» Черная комедия. (18+) Режиссер — Петр Шерешевский

Дизайнер интерьеров Анна уже восемь лет хранит страшную тайну, пытаясь при этом выстроить вокруг себя и своих родных — мужа и дочери — идеально счастливую жизнь. Но поскольку счастье это мнимо, в какой-то момент Анна лишается целей и в поисках смысла начинает разрушать то, чего достигла: материальное благополучие, отношения, свою профессию, положение в обществе. Запускается цепная реакция — с каждым эпизодом отношения людей вокруг Анны запутываются все непоправимей.

23 мая, 19.00 Большая сцена театра «Глобус» Тюменский драматический театр По мотивам пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне» «МОЛОДОСТЬ» Трагикомедия. (18+) Режиссер — Данил Чащин

«Необычайно дерзкий и по замыслу, и по воплощению спектакль», «Чащин затрагивает темы потребительского отношения к возрасту, взаимного использования, хищничества», — отмечали эксперты «Ново-Сибирского транзита». Тюменской «Молодости» свойствен максимализм, но вспомним, что Тургенев написал «Месяц в деревне», когда ему было 30 лет, — и режиссер Данил Чащин дает возможность почувствовать ритмы и желания молодого человека. Чувства, о которых поначалу только говорят, становятся реальной силой, сокрушительной в своем действии. «Идея вечной красоты сегодня выглядит зло и иронично, и, как ни старайся, молодость уходит от каждого» (Александрина Шаклеева, блог ПТЖ).

23 мая, 19.00 Большая сцена театра «Красный факел» Гость фестиваля Театральное агентство «АРТ-ПАРТНЕР XXI» (Москва) Дон Нигро «ГЕНРИ И ЭЛЛЕН» Театральная рапсодия. (16+)

Подлинная история любви двух британских актеров, которую они пронесли через всю жизнь, так и не связав себя узами брака. Генри Ирвинг и Эллен Терри были настоящими легендами британской сцены XIX века. Зрители боготворили этот дуэт, а критики признавали их лучшими исполнителями ролей в шекспировских спектаклях.

Тонкий, камерный спектакль-признание в любви театру был создан при участии Римаса Туминаса — художественного руководителя Театра им. Е. Вахтангова.

24 мая, 15.00 На сцене театра «Старый дом» Городской драматический театр Шарыпово По сценарию Аки Каурисмяки Перевод Arto Rinne «Я НАНЯЛ УБИЙЦУ» Финский экшен. (12+) Режиссер — Галина Зальцман

Анри живет в чужом городе, в чужой стране, и когда однажды его увольняют с работы, он понимает, что теперь жизнь его потеряла всякий смысл. Анри решает покончить с собой. Правда, дело в том, что Анри — неудачник, поэтому и тут его ждет провал. И тогда он нанимает убийцу. Но спланировать смерть так же невозможно, как и последние 24 часа своей жизни. Кто знает, что еще может с тобой случиться, — может, встреча с большой любовью?

24 мая, 19.00 Большая сцена театра «Красный факел» Омский академический театр драмы Светлана Алексиевич «ВРЕМЯ СЕКОНД ХЭНД» Голоса эпохи перемен. (16+) Режиссер — Дмитрий Егоров

Книга Светланы Алексиевич посвящена неоднозначному событию российской истории — распаду СССР. В центре внимания оказывается судьба обычного человека. 70 лет страна жила с определенным вектором развития — все изменилось, а человек остался. В книге и спектакле представлены истории людей с различными позициями: тех, кто был верен идее коммунизма, и тех, кто ждал и добивался перемен. Спектакль не преследует цель занять чью-то сторону — это честный разговор со всеми, вне зависимости от убеждений. Кто такой советский человек? Из чего он состоял, в чем его парадоксы и противоречия? Что происходило с ним, пока зарождалась та современная Россия, в которой мы живем сейчас?

25 мая, 12.00, 19.00 Малая сцена театра «Красный факел» Свердловский академический театр драмы Василий Сигарев «ВИЙ» (16+) Режиссер — Дмитрий Зимин

Этот «Вий» — не о чертях и летающих гробах. И Панночка здесь — не ведьма, а безвинная жертва человеческой жестокости. В отличие от страшной сказки Николая Гоголя, «Вий» Василия Сигарева — социальная драма с элементами хоррора, заставляющая задуматься о природе греха. «В этой истории меня потрясало до изнеможения, как можно жить, причинив боль другому, проявив бесчеловечность, — говорит режиссер Дмитрий Зимин. — Что должен чувствовать тот, кто это сделал?» Самые ужасные вещи творятся внутри нас самих, но у каждого ли есть свой Вий, способный терзать душу до тех пор, пока виновный не раскается? «Вий» Дмитрия Зимина — это история преступления, за которым обязательно последует наказание: по изобретенным человечеством нормам права или по законам Божьего суда.

25 мая, 19.00 Большая сцена театра «Красный факел» Омский академический театр драмы Антон Чехов «ДЯДЯ ВАНЯ» Сцены из деревенской жизни. (16+) Режиссер — Георгий Цхвирава

В спектакле «Дядя Ваня» режиссер Георгий Цхвирава предлагает зрителю свое уникальное видение классического произведения. Это история о потерянном времени.

Каждый поступок, каждое движение человеческой души, каждое решение — все должно происходить вовремя. Когда время упущено, любая возникшая страсть разрушает все вокруг и окончательно ломает жизнь человека. Главный герой осознает, что упустил момент для принятия решения и совершения поступка. Как правило, в таких ситуациях мы ищем виноватых, но понимаем, что виноваты сами. «Ведь это было так возможно», — говорит дядя Ваня. Артисты Омской драмы проживают на сцене момент, когда вместе с неожиданно возникшим чувством в их жизнь приходит и вкус, и цвет, и запах. Но оказывается поздно, и в результате рушатся судьбы.

26 мая, 14.00 Камерное пространство Большой сцены театра «Красный факел» Новосибирский академический драматический театр «Красный факел» Максим Горький «ДЕТИ СОЛНЦА» Драма. (16+) Режиссер — Тимофей Кулябин

Действие пьесы Максима Горького разворачивается в начале XX века — это период расцвета науки и искусства и вместе с тем предвестие великой катастрофы. Постановщики спектакля переносят персонажей почти на сто лет вперед — в канун 2000 года, миллениума, когда людьми владеют те же внутренние состояния: тревожность, ожидание апокалиптических событий. Павел Протасов — ученый в Стэнфорде, он полностью поглощен работой: в поисках программного кода он не замечает, что происходит с его родными и близкими. Между тем в семье назревает настоящая драма.

26 мая, 19.00 Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» Марюс Ивашкявичюс «РУССКИЙ РОМАН» Драма. (16+) Режиссер — Марат Гацалов

Не замечай измен. Не говори, что чувствуешь. Не слушай оскорблений. Ведь ты жена гения, и твое дело — не мешать. Гению нужно создать веселую и удобную обстановку, накормить, умыть, одеть, переписать его произведения бессчетное число раз, нужно его любить, не давать поводов для ревности, чтобы он был спокоен, нужно воспитать бесчисленных детей, с которыми ему возиться скучно и нет времени. Но как не заблудиться на страницах его романов? Как не потерять себя? Как жить, если твой муж — Лев Толстой? История Софьи Толстой рассказана через единство музыки, театра и видеоарта. В семейную драму Толстых врываются герои романа «Анна Каренина», а сама Анна становится огромной видеопроекцией.

27 мая, 14.00 Малая сцена театра «Красный факел» Театр Олонхо (Якутск) Алексей Кулаковский, Анемподист Софронов (Алампа), Платон Ойунский «ТРИ СВЕТИЛА» Спектакль-притча. (12+) Режиссер — Роман Дорофеев

Спектакль основан на известных якутских легендах о рождении народа саха и трех величайших хранителей его души. Три женщины рождают трех младенцев, каждый из них связан своей пуповиной с великим древом жизни, каждому уготована великая участь. Один станет Олонхосутом, второй — Кузнецом, третий — великим Шаманом. Все они должны будут беречь народ саха и вести его в этом мире.

28 мая, 19.00 Большая сцена театра «Красный факел» Новокузнецкий драматический театр Эден фон Хорват «СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА» Сцены из народной жизни. (16+) Режиссер — Андреас Мерц-Райков

1930-е. Вена. На тихой улочке в районе Йозефштадт рядом стоят три лавки — мясная, табачная и магазин игрушек «Страна Чудес». Хозяин магазина игрушек мечтает выдать свою дочь замуж за мясника, Марьянн в свою очередь хочет освободиться от власти отца и системы и влюблена в альфонса и игрока Альфреда. Герои спектакля переживают потери и разочарования, а в воздухе уже витает предчувствие войны. Люди по-прежнему едят, курят, купаются в голубом Дунае, играют в фанты, но уже не верят в чудеса. «Сказки Венского леса» — это картины предфашистского мира, идущего прямиком к катастрофе под звуки прекрасного классического вальса.

28 мая по окончании вечернего спектакля состоятся торжественное закрытие фестиваля «Ново-Сибирский транзит» и церемония вручения наград. В рамках форума также запланирована off-программа с лекциями, мастер-классами и круглыми столами от ведущих театральных специалистов.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО

Сообщение Возвращение «Ново-Сибирского транзита» появились сначала на Новая Сибирь.