Закон об ответственном обращении с животными все-таки заработал?

«Обращение с безнадзорными животными» - за этой юридической формулировкой ранее скрывался целый комплекс проблем. В 2020 году в полном объеме вступил в силу федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», и муниципалитеты оказались в сложном положении. Закон обязал строить новые приюты, отвечающие строгим требованиям, а деньги на это брать было неоткуда.

Закон об ответственном обращении с животными все-таки заработал?
© ТВ-МИГ

В прошлом году в Заксобрании создали специальную рабочую группу. Там заслушали аргументы всех сторон – и департамента ветеринарии, и органов местного самоуправления, и зоозащитников. Последние, кстати, отметили: только во Владимире насчитывается около 1200 безнадзорных собак и более 2000 кошек. Представители горадминистрации посетовали на издержки закона о госзакупках: отловом животных занимаются организации-победители конкурсов на заключение муниципального контракта, предложившие наименьшую цену. Выигрывают, как правило, непрофильные компании - то строительная фирма, то предприятие в сфере грузоперевозок. При этом контролировать поголовье бесхозных животных муниципальным образованиям по отдельности крайне сложно – ведь животные прибегают с других территорий, в том числе «брошенки» с дач.

Соответственно, возник вопрос: справедливо ли взваливать это на местную власть, тем более без возможности целевого финансирования? Руководитель рабочей группы, вице-спикер ЗС Дмитрий Рожков тогда поддержал владимирцев, указав еще одну причину - в областном центре очень проблематично найти свободные площади для постройки приюта, который отвечал бы всем требованиям (да, у нас в городе есть несколько приютов, в которых работают на совесть и любят животных, но новым нормативам они – увы, - тоже не соответствуют: это должны быть особые участки с охранной территорией, вдали от жилья, и т.д.).

В январе 2021 года парламентарии приняли закон, согласно которому основные полномочия по обращению с бездомными животными были закреплены за областной властью. При этом, как уточнил спикер ЗС Владимир Киселев, в Минприроды уже готовят программу по созданию приютов, и работу по этой программе, диалог с министерством должен вести именно регион, а не каждая территория в отдельности.

Понятно, что конкретным «оператором» по обращению с животными стал департамент ветеринарии. 1 марта руководитель департамента Максим Тихонов уволился с должности. Пресса судачила: ушел не иначе, как из-за принятого закона и понимания, что его ведомство не справится.

Ну, и как? 16 марта на заседание комитета ЗС по аграрной политике, природопользованию и экологии пригласили «профильного» вице-губернатора - Александра Ремигу. Он рассказал, что сейчас разрабатывается дорожная карта, в которой будет прописано, каким образом будет осуществляться отлов и содержание животных без владельцев на территории Владимирской области. Разработать такую «территориальную схему обращения» тоже предлагали участники рабочей группы. Уже 1 апреля дорожную карту презентует новый руководитель департамента ветеринарии.

Комментируя услышанное, Дмитрий Рожков отметил: депутаты услышали, что хотели. Проектирование строительства приютов уже идет, деньги на строительство заложены, начата контрактация со специализированными организациями по отлову безнадзорных животных. Пока в активную орбиту вовлечены 2 района – Собинский и Суздальский. По словам Рожкова, депутаты готовы не просто помогать, а работать над этим вопросом вместе с администрацией области. Кстати, и коллеги из Госдумы дали понять: они готовы обсуждать все сложности, с которыми сталкиваются регионы и территории при реализации закона. Что особенно приятно: к практике отстрела никто не думает возвращаться.

Фото из открытых источников