Выставка сподвижницы экс-министра: Налетай, не ленись, погляди живопись
Может ли «Весна» спровоцировать скандал в благородном семействе художников? Да - если это выставка работ фигурантки уголовного дела по хищениям в печально известном «Оборонсервисе» Евгении Васильевой.
Вернисаж «Весны» состоялся в среду в Петербургской академии художеств им. Репина, введя в ступор как преподавателей, среди которых немало маститых художников, во главе с ректором Семеном Михайловским, так и студентов. Последние выстроились у дверей зала, где развешаны работы экс-чиновницы с плакатами «Не место в Академии» и портретами классиков русской художественной школы. На что Васильева отреагировала умильной улыбкой, заметив, проходя мимо них, что такое сравнение ей льстит.
Открытие экспозиции, на которую, помимо живописных с позволения сказать картин, она привезла так же скульптуру и цифровой фотоколлаж, прошло в теплой дружественной обстановке. В прямом смысле слова - в присутствии исключительно друзей 42-летней блондинки, заметно располневшей за время, прошедшее после суда и пребывания в колонии.
Она, кстати, даром его не теряла. Успела стать почетным академиком Российской академии художеств (РАХ), написать с десяток, если не больше, новых стихов (ещё и «поэтесса»!), отметиться триптихом «Транскриптаза» в Русском музее…
Там до сих вспоминают, с каким напором экс-чиновница проталкивала в крупнейшее в мире собрание российской живописи это свое творение.
- «Била» на то, что её «Транскриптаза» (от латинского фермент - авт.) несомненный шедевр, - рассказали корреспонденту «СП» сотрудники отдела живописи Государственного русского музея. - Утверждала, что нужно лишь немного подождать, пока мир увидит, сколько смысла заложено в нем, какая неожиданная концепция, а мазок, мазок!.. Импрессионистов, мол, тоже поначалу не признавали. Настаивала, чтобы приняли триптих в дар. В надежде, что он будет храниться вместе с картинами Брюллова, Репина, Айвазовского. Престижно!
Как говорили тогда в музейных кругах города, не обошлось в «ферментной авантюре» Васильевой без влиятельного столичного знакомства со связями в министерстве культуры, пытавшегося надавить на руководство ГРМ, да споткнувшегося о профессионализм музейщиков. Те отвергли дар мадам, «в связи с несоответствием собирательной практике музея».
- Поделикатничали тогда, пожалели «художницу» мои коллеги, - сказала вашему корреспонденту Евгения Петрова, замдиректора по науке ГРМ. - Надо было сказать прямо: бред! Может, она бы успокоилась, и не было бы нынешнего скандала с Академией художеств.
В городе на Неве о подготовке выставки Евгении Васильевой в Альма-матер отечественной живописной школы узнали несколько дней назад. Многие не поверили, в том числе, журналисты. Стали названивать в Академию. Руководители факультетов и преподаватели отказывались отвечать на вопросы, чтобы не быть причастными к сомнительному действу. Короткий комментарий дал СМИ лишь Семен Михайловский, известный искусствовед, историк архитектуры и ректор Академии им. Репина.
- Данная выставка никакого отношения к нашему учебному заведению не имеет, - заявил Семен Ильич. - Она организована Научно-исследовательским музеем при Российской академии художеств. Что касается мастерства Васильевой, то обсуждать его, давать оценки ее работам просто нелепо. Я вообще категорически против подобных проектов с участием одиозных персонажей, дискредитирующих как современное искусство, так и уважаемые институции. Ситуация абсурдная. Напомнила мне рассказ Светония о Калигуле, пообещавшем ввести в сенат любимого коня.
Таким «конем» в 2021 году в Петербурге стали художества Евгении Васильевой, размещенные в залах с античными слепками, скульптурами, бюстами…
Принимал решение по организации данного вернисажа директор академического музея Алексей Мудров, чьи полномочия в выставочной деятельности Академии практически не ограничены. Как иронически заметил на своей странице в соцсетях педагог Дмитрий Селиванов, «видимо, у музея закончились деньги после проведения двух грандиозных выставок Никаса Сафронова. Надо же как-то восполнить траты. А заодно показать академикам «настоящее современное искусство».
- Ни для кого не секрет, что данный проект чисто коммерческий. А деньги в нашей нынешней жизни решают, как известно, всё, - сказал «СП» мозаичник Павел Степанов, старший мастер профильной мастерской репинцев. - Нашлись люди, которые арендовали зал под работы Васильевой, оплатили все и тешатся теперь всеобщим вниманием. Время такое, что поделаешь. К настоящему творчеству все это никакого отношения, конечно, не имеет.
С ним солидарна искусствовед Вероника Краснова.
- Не понимаю ажиотажа вокруг этой одиозной персоны. У нас не раз бывали выставки больше любительские, чем профессиональные. Проходили они тихо, спокойно, что называется, без шума и пыли, - сказала она «СП». - Нынешняя шумиха вызвана, как я понимаю, личностью «героини» - Евгении Васильевой. Не исключено, она на неё и рассчитывала. Слишком давно её имя не звучало в скандальных хрониках.
«СП»: - На ваш взгляд, есть в её работах «искра Божья» или хотя бы намек на неё? Сама Васильевна претендует, как говорят, на место среди «современных импрессионистов».
- Ну, какой импрессионизм, что вы! Даже просто самобытным искусством это назвать нельзя. Нет здесь никакого искусства. И о качестве исполнения говорить не приходится. Сама она на открытии говорила, что искусство помогло ей в трудной жизненной ситуации. С помощью красок и глины выражает пережитое за последние годы. Имеет право, что ту ещё скажешь?
«СП»: - А её звание почетного академика РАХ?
- В нем главное слово - «почет». Подобными званиям хотят обычно стимулировать состоятельных граждан на спонсорство, конкретных граждан - на связи. Не более того.