8 Марта — впервые с размахом

100 лет назад, 8 марта 1921 года, в Чите впервые с большим размахом, при поддержке властей отмечался Международный женский день. Начало традиции До 1918 года этот День в Забайкалье не отмечали, хотя и в мире, и в России борьба за женские права уже шла. В 1910 году на второй международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене с инициативой ежегодно отмечать Международный женский день выступили германские социал-демократки Клара Цеткин и Роза Люксембург. Их поддержали, и впервые в Европе этот День был отмечен 19 марта 1911 года — в день годовщины победы народного восстания в Берлине в 1848 году. Но через два года его перенесли на 8 марта, согласившись с американскими единомышленницами. Те напомнили, что именно в США 8 марта 1857 года в Нью-Йорке произошел первый женский марш протеста. В Российской империи этот день в ряде городов впервые отметили 8 марта 1913 года. А 8 марта 1917 года запомнилось тем, что в этот день на улицы Петрограда с требованиями «хлеба и мира» вышли женщины, став частью Февральской революции. Понятно, что в Чите, где узнали о событиях в столице лишь через несколько дней, праздничных мероприятий не было. Зато женское движение в Забайкалье родилось именно в тот год. Тогда при выборах в Забайкальский Комитет общественной безопасности (КОБ) впервые было предложено избрать несколько женщин. В 1918 году 8 марта отмечалось, но достаточно скромно. Большевики и их союзники (левые эсеры и анархисты) ещё не определились, как быть с «женским вопросом». Да и была у них в тот момент более серьезная проблема — атаман Семенов со своим Особым Маньчжурским отрядом, которому надо было дать отпор. Потом было падение Советской власти, партизанские сражения и, наконец, полное занятие Забайкалья силами Народно-революционной армии ДВР. И только после того, как в октябре 1920 года Чита стала столицей «буферной» республики, здесь началось развитие женского движения, причем исключительно коммунистического. Один из «приводных ремней» Сила партии большевиков состояла и в том, что кроме развития своей партии, они сумели создать большое количество, как тогда говорили, «приводных ремней» между их «динамомашиной», то есть самой партией, и народом, точнее, союзом рабочих и крестьян. Тут и профсоюзы, и комсомол, и комитеты бедноты, и многое другое. И среди этих «ремней» — женские организации. Идейная основа этого движения была чётко сформулирована в передовице «Странички работницы» № 3, впервые вышедшей 19 января 1921 года. «Весь старый мир, прогнивший мир давно уже рухнул, а женщина все еще топчется у пустого места, около старых трех китов — кухня, церковь, детская». Далее читательницам «разжевали», что эти три «кита» уже «потонули»: «А между тем, в связи с общим обнищанием личная кухня мещанского благополучия с обязательными пирожками и калачами уже отошла безвозвратно в прошлое. Мы имеем — и они будут все развиваться — общественные столовые. Детские сады и ясли освобождают женщину от гнета и рабства детской. Влияние церкви обратилось в пустую формальность». Что же осталось? Старые привычки. Они-то «цепко держат женщину в своих лапах и не пускают выйти на широкую дорогу, где кипит дружная работа, где куется здание новой жизни». Эти привычки и надо изживать. В Чите отдел работниц при Забайкальском областном бюро РКП(б) был создан в ноябре 1920 года, вскоре в главной большевистской газете ДВР «Дальне-Восточной Правде» (с её материалами удалось ознакомиться в архиве Забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова) появилась «Страничка работницы», выходившая один-два раза в месяц. 11 марта 1921 года на «Страничке работницы» № 5 была опубликован отчет о работе этого отдела с момента создания до 8 февраля 1921 года. В нём скрупулёзно сообщалось, что удалось сделать молодым партийным чиновницам: «…в г. Чите проведено: лекций — 2, митингов — 2, собеседований — 2, собраний — 27, делегатских собраний — 3, комиссий по обследованию приютов — 2, ревизионных комиссий — 2, междуведомственных комиссий — 1, докладов — 32 на темы — цели и задачи организации женщин-тружениц, охрана материнства, младенчества и детства, дошкольное воспитание, международное положение и экономическое строительство в Сов. России и в ДВР и участие в нем женщин-работниц; развитие капитала; организация распределения продуктов в капиталистической стране и в Сов. России». Главным же их достижением стало проведение в Чите так называемых делегатских собраний женщин. Первое состоялось 16 января. «Делегатское собрание работниц г. Читы, собравшись первый раз после семеновщины, — сообщалось 4 февраля на «Страничке работницы», — призывает работниц и крестьянок в ряды рабочего класса, борющегося за улучшение дел рабочих и крестьян. Освобождение рабочего класса есть освобождение рабочих не только от власти семеновщины, но и от власти усиления нищеты и забитости. Только борясь в рядах рабочего класса, работницы принимают активное участие во всех областях общественной и государственной работы, что послужит единственным верным фундаментом победы работниц и крестьянок… С приветствиями на собрании выступили т. Катон от имени работниц г. Читы, т. Терновская от имени рабочих, крестьян и Коммунистического союза молодежи, т. Шилов от имени Народно-революционной армии. Вставанием была почтена память Карда Либкнехта, Розы Люксембург и др. товарищей, погибших за дело свободы». Второе собрание состоялось 24 января, на нём был заслушан доклад о «Детском Доме». 31 января состоялось 3-е делегатское собрание работниц Читы. Главным был доклад о дошкольном воспитании, а также сообщения о ситуации в Мариинском приюте, яслях (они были в Чите тогда одни) и в «Доме Трудолюбия». «Делегатки нарисовали безотрадную картину жизни детей» в этих учреждениях. Решено было срочно обратиться к властям. А самим пока провести в них ряд субботников и воскресников. В феврале прошли ещё два собрания. На 4-м заслушали доклад о беспартийной конференции работниц в Иркутске. А на 5-м, 21 февраля, о такой же конференции, но уже в Чите. Тогда и обсудили, как праздновать в Чите 8 марта. Интересно, что все эти собрания заканчивались дружным пением «Интернационала». 8 марта 1921 года, город Чита 100 лет не вспоминали, как-де тогда отпраздновали Международный женский день. 11 марта в «Страничке работницы» № 5 был опубликован первый отчёт. В нём в прямом смысле по часам, правда, сухо, был расписан весь этот праздник: «Празднование открылось в 11 час. утра 1-й уездной беспартийной конференцией женщин. После конференции, в 2 час. дня, началась манифестация. Все присутствующие отправились на Атамановскую (она же Свободы – авт.) площадь почтить память павших борцов за революцию. В 7 часов вечера во 2-м общественном собрании открылся митинг-концерт при участии артистов и оркестра Военпура, закончившийся дружным пением «Интернационала». На станции Чита 1-я праздник начался с 9 часов утра. Все работницы в хозяйки собрались под знамена, с манифестацией пришли в город с музыкой и хором на женскую конференцию. В 7 часов вечера состоялось торжественное заседание работниц, а в заключение – спектакль («Соколы и вороны»)». Вместе с тем некто, подписавшаяся «Зрительница», на страницах «Дальне-Восточной Правды» 17 марта 1921 года уже подробнейшим образом рассказала об этом событии. «К 9 ч. утра по одиночке и группами начали сходиться женщины к художественной школе, где помещается отдел работниц Губкома Р.К.П., — начала она свой репортаж с места события. — Робко озираясь, шли некоторые, и так же робко, придя, спрашивали раньше пришедших: сюда-ли они попали. «Здесь ли будет конференция?». Около 10 часов в помещении Губкома собралось около сотни женщин, из которых часть была делегатов, а остальные «гостьи». С красными знаменами, с пением революционных песен двинулись, собравшись, в бывшую духовную семинарию, где должно было произойти открытие конференции. Вскоре подошли работницы с Читы 1. Стройными рядами подошли истинные пролетарки, и их было не такая маленькая группа, как городских работниц, нет — здесь были сотни организованных женщин». Участниц для беспартийной женской конференции, которая была главным событием этого дня, оказалось настолько много, что в зале им пришлось стоять. И в духоте некоторые из них периодически теряли сознание. «Конференция открывается пением Интернационала, — продолжает свой рассказ «Зрительница». — При пении Интернационала у многих текут слезы по щекам, слезы радости и слезы большой и тяжелой печали прошлого. Позади кто-то падает в обморок. Берут тихо соседи и выносят в коридор на воздух. Выступает первый оратор с приветственной речью, выступает еще несколько, с энтузиазмом встречаются речи ораторов. Поют похоронный марш. Музыка и звонкие голоса женщин сливаются, и мощные сильные звуки идут под сводами здания. Текут слезы по щекам. Несколько человек опять тихо и осторожно выносят из залы. Выступают еще ораторы, некоторые выходят, но силы оставляют их и они, захлебываясь не то от слез, не то от спазм радости, задыхаются и уходят со сцены, не сказав ни слова. Заканчивается конференция. Все выходят на улицу, строятся и стройными рядами идут под красными знаменами почтить павших товарищей. Почтить тех, кто пал за революцию, за человека». Шествие женщин двинулось к площади Свободы (туда, где теперь стоит кафедральный Собор Казанской иконы Божьей Матери – авт.). Там опять митинг. Оттуда те, у кого оставались силы и время, двинулись: одни — во 2-е общественное собрание, другие — на Читу 1-ую. Там опять митинги и концерты. «Часам к двум ночи удовлетворенные, с большим подъемом и верою в свое грядущее, расходятся работницы по домам, — завершает рассказ «Зрительница». — Слова и звуки «Интернационала» глубоко запали в душу —работницы поют и разрастаются там». Омрачила праздник лишь чёрствость некоторых мужчин-начальников, которые «несмотря на просьбы и разрешение Дальбюро и Совета профсоюзов», не освободили женщин от работы в этот день. Новая традиция только зарождалась. P.S. В Советском Союзе Международный женский день 8 Марта стал праздничным и выходным только в 1966 году (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года). А в мире его широко стали отмечать после решения Организации Объединённых Наций (ООН), объявившей 1975 год Международным женским годом. Александр Баринов.