«Анна Каренина». Как появился знаменитый спектакль Немировича-Данченко
Весной 1937 года вся Москва читала «Анну Каренину». Взяться за Льва Толстого москвичей вдохновил Владимир Немирович-Данченко, точнее новость о том, что известный режиссер и педагог, сооснователь МХАТа готовит спектакль по этому роману. Сотрудники театра — от исполнителей главных ролей до кассиров — тоже всюду ходили с томиком классика: Немирович-Данченко лично распорядился, чтобы в процессе подготовки спектакля весь МХАТ погрузился в атмосферу романа.
История одной страсти
Немирович-Данченко давно хотел поставить «Анну Каренину»: история о том, как женщина восстает против представлений буржуазного общества о морали, казалась ему интересным материалом для работы. Ему хотелось рассмотреть под увеличительным стеклом пробуждение в Анне любви, метания между долгом и чувством, репутацией замужней дамы и возможностью искренне любить и быть любимой.
Толстой, как говорил режиссер, был всегда «родным нашему театру»: МХАТ неоднократно обращался к его произведениям, а однажды автор сам написал с просьбой поставить его пьесу «Власть тьмы», потому что другие с этой задачей не справились.
«Роман Толстого огромен по своему философскому размаху. Он охватывает не только трагическую страсть Анны, но и мучительные размышления Левина о смысле жизни, строгость и целомудренность взаимоотношений между двумя любящими существами, огромный вопрос о детях в тогдашнем общественном укладе и целый ряд других», — писал режиссер в статье «“Анна Каренина” на сцене МХАТ».
Владимир Иванович решил сосредоточиться только на линии Анны: развернуть, насколько это возможно, ее историю, характер, показать оттенки ее взаимоотношений с другими героями. Немирович-Данченко писал второму режиссеру Василию Сахновскому, до чего жаль отказываться от многих сцен — «от вокзала, от бала, от Бологого». «В нашей драме, как Анна и Вронский встретились и полюбили, не слишком важно. Важно, что из этого произошло», — подчеркивал он.
Звезды МХАТа
Декорации для спектакля и костюмы создал художник Владимир Дмитриев. Строгость, роскошь, лаконичность — главные принципы, которыми руководствовался мастер. В каждом предмете мебели, будь то стул или торшер, в каждом элементе костюма должна была отражаться подлинная суть прошедшей эпохи, противоположная советским идеалам.
«И хотелось бы дать сразу, с первым же занавесом, этот фон, эту атмосферу, эти освященные скипетром и церковью торжественные формы жизни — княгиня Бетси, дипломаты, свет, дворец, придворные, лицемерие, карьеризм, цивилизованно, красиво, крепко, гранитно, непоколебимо, блестяще и на глаз и на ухо. И на этом фоне или, вернее, в этой атмосфере, — потому что и Анна и Вронский сами плоть от плоти и кровь от крови этой атмосферы, — пожар страсти», — писал Немирович-Данченко Сахновскому.
На роль Анны он выбрал одну из ведущих актрис тогдашней труппы МХАТа Аллу Тарасову, которая играла в спектаклях «Три сестры», «Братья Карамазовы», «Дядя Ваня», «Дни Турбиных», «Отелло» и многих других. Вместе с ней на сцене блистал Николай Хмелев. Театральные критики в один голос восхищались его Карениным, тем, как он смог раскрыть образ. Через неделю после премьеры Тарасова и Хмелев получили звание народных артистов СССР. Алексея Вронского сыграл Марк Прудкин, Стиву Облонского — Виктор Станицын, княгиню Бетси — Ангелина Степанова.
Одним из главных условий Немировича-Данченко было полное погружение в 1870-е. Перед репетициями актеры изучали всевозможные материалы о времени, в которое был написан роман, им устраивали консультации со специалистами. Актеры должны были знать в совершенстве, как вели себя люди высшего сословия, до мельчайших деталей. «Анну Каренину» читали и перечитывали все: и актеры, и администрация, и простые служащие. На несколько месяцев роман стал настольной книгой практически всего МХАТа.
Исследователь характеров
На репетициях Немирович-Данченко настаивал, чтобы актеры придерживались главной задачи и не отступали от нее. Он руководствовался одним из принципов системы Станиславского, согласно которому каждый жест, взгляд и слово должны быть нанизаны на единую нить, словно бусы.
Режиссер глубоко изучал характеры, психологические портреты героев и призывал к этому актеров. Образ, считал он, должен быть целостным и в социальных, и в психологических проявлениях. Он помогал Тарасовой отыскать то самое состояние, в котором Анна Каренина пребывала, например, на скачках, когда от волнения за Вронского готова была броситься вниз, или ощущение надвигающегося ужаса, когда она решила погибнуть под колесами поезда.
Режиссер не останавливался на одном только анализе. Часто Владимир Иванович сам проигрывал перед актерами их роли, пытаясь передать все тонкости, всю глубину. «Если судить по показам Немировича-Данченко на репетиции, он прирожденный актер», — говорил Станиславский. При этом режиссер давал лишь набросок, неоконченный портрет — остальное оставлял артисту.
«Театр живого человека»
Театр в это время переживал непростой период. Константин Станиславский из-за разногласий с Немировичем-Данченко практически отошел от дел, изредка ставил спектакли, уделяя больше внимания оперному театру.
Немировичу-Данченко приходилось иногда пропускать на сцену пьесы откровенно слабые, но одобренные цензурой: за театром, который совсем недавно получил аббревиатуру «СССР», пристально наблюдали высшие партийные органы. Но и из них он умел делать шедевры.
Только несколько лет назад МХАТу присвоили имя Горького, поэтому без произведений этого автора в репертуаре никак нельзя было обойтись. Некоторые спектакли Владимир Иванович ставил сам, например пьесы «Егор Булычев и другие», «Враги». Последнюю, созданную в1953-м, театральные критики называли «эталоном социалистического реализма», а сам МХАТ — «театром живого человека».
В конце 1930-х годов больший акцент здесь делали на произведения отечественных авторов, их зарубежные коллеги появлялись в репертуаре очень редко. Немирович-Данченко умело лавировал между классикой и современной драматургией. «Анна Каренина» стала одной из его самых известных постановок того периода. Спектакль показали тысячу раз — в последний раз «Анну Каренину» можно было увидеть 2 марта 1969 года.
Кто есть кто в «Театральном романе». Тайны самой злой книги Михаила Булгакова
Телеспектакль Татьяны Лукашевич
«Анна Каренина» не уходила со сцены очень долго, а в 1953-м режиссер Татьяна Лукашевич, снявшая фильмы «Подкидыш», «Гаврош» и «Учитель танцев», решила увековечить знаменитый спектакль на экране.
Состав артистов был частично изменен. Вместо Николая Хмелева и Марка Прудкина появились заслуженный артист РСФСР Николай Соснин и лауреат Сталинской премии первой степени Павел Массальский. Но заглавную роль сыграла та же Алла Тарасова, которой на тот момент было уже 55 лет. Массальскому, исполнявшему роль Вронского, было 49.
Фильм-спектакль пользовался чрезвычайной популярностью — в первый год его посмотрели больше 34 миллионов зрителей.
Кто есть кто в «Театральном романе». Тайны самой злой книги Михаила Булгакова