Царское Село вернуло Гатчинскому дворцу часть экспонатов
Музей-заповедник "Царское Село" передал музею-заповеднику "Гатчина" (Гатчинскому дворцу) около 20 музейных предметов, рассказали в музее. Среди переданных вещей – четыре раритета из исторической коллекции Гатчинского дворца, выставлявшиеся в нем до июня 1941 года. Теперь вещи снова войдут в экспозиции Гатчинского музея. Торжественная церемония подписания договора о передаче состоялась на днях. Один предмет был получен на постоянное хранение, 18 – на временное хранение (но директор музея-заповедника "Гатчина" Василий Панкратов выразил надежду, что в конце концов дары перейдут сюда навсегда). Также он назвал акт, который совершило "Царское Село", замечательным примером того, как музеи должны сотрудничать. Большая часть собрания Гатчинского музея-заповедника пропала в годы Великой Отечественной войны или разошлась по другим музеям. Работы по возрождению музея-заповедника в Гатчине начались в 1976 году и до сих пор не завершены. На постоянное хранение в центральный корпус Гатчинского дворца вернулся мраморный барельеф Екатерины II – творение итальянского мастера XVIII века Джованни Антонио Чибеи. Он до 1941 года занимал центральное место в Туалетной Марии Федоровны. В наше время Царскосельский музей не раз предоставлял мраморный портрет в Гатчину для временных экспозиций, и наконец изображение императрицы заняло свое историческое место. На временное хранение во дворец поступили бронзовые скульптуры из него же "Лисинский медведь", "Шотландский охотник с убитой лисицей в руках" и "Бегущий охотник с собаками" из исторической коллекции Гатчинского дворца. Скульптура "Лисинский медведь" отражает реальное чудесное спасение Александра II от медведя на охоте у деревни Лисино в 1865 году. Фигура по эскизу художника Либериха была отлита на бронзолитейной фабрике Роберта Кохуна в Санкт-Петербурге. С нее сделали тысячи копий из разных материалов, сюжет был популярен в царской России. Также Гатчине временно перешли напольные часы из Англии, изготовленные во второй половине XVIII века, и две отечественные подставки 1910-х годов. Кроме того, во дворец переехали шесть металлических подсвечников и чернильный прибор конца XIX века для кабинета. Все вещи, кроме мраморного барельефа, будут экспонироваться в Арсенальном зале, самом просторном дворцовом помещении, который отреставрирован в 2020 году, а сейчас в нем оформляют постоянную экспозицию.