Войти в почту

«Начало» Энвиля Касимова. В авангарде современного искусства

Мы те, кого должны превзойти. В этом — истинное бремя всех наставников.

  «Начало» Энвиля Касимова. В авангарде современного искусства
© ИА «Сусанин»

Смерть — жизни естественная часть, радуйся за близких своих, которые в Силу преобразовались, не оплакивай их, и о них не горюй.

Магистр Йода, к/ф «Звёздный войны»

История эта началась, как и положено, ещё в предыдущую эпоху. Знакомство автора статьи с творчеством художника Энвиля Касимова уходит своими корнями вглубь последних лет существования Советского государства. Четырёхлетним в 1988 году, тогда уже даже не «юным устиновцем», мальчик Митя Стрелков был приведён своей мамой в Театр оперы и балета в Ижевске. В холлах учреждения культуры тогда развернулась выставка «Да!», впечатлившая отрока, далёкого тогда от искусства. Ныне корреспондент «Сусанина» Дмитрий Стрелков посетил выставку «Начало», приуроченную к 60-летию со дня рождения Касимова, оставившего бренный мир летом 2020 года.

Прошлое

Организовали выставку «Да!» участники творческой группы «Лодка» — Сергей Орлов, Энвиль Касимов, Павел Аксёнов, Виктор Чувашёв и Михаил Басов. В ней приняло участие более 40 художников из Ижевска, Казани и Москвы. Тогда за две недели экспозицию посетили 12 тысяч человек. И это было огромное явление для Удмуртии. Авторы представили живопись и графику, инсталляции и перформансы.

Выставка же «Начало» стала для культурной общественности Удмуртии своеобразным послесловием творчества Энвиля Касимова. Его созидательный путь и вклад оценивается последователями как определяющий в роли развития современного искусства в регионе.

«Нас объединяла 30-летняя дружба, — рассказал на вернисаже «Начала» Сергей Орлов. — Мы познакомились с Энвилем, когда мне было 30 лет, я закончил Академию художеств, и он учился в этой же мастерской. В 1987 году мы решили организовать первую выставку авангарда «Да!», и она сыграла значительную роль во всей культурной жизни дальнейших поколений».

Уникальным прецедентом для России назвал собеседник и тот факт, что Касимов был одновременно художником и политическим деятелем. Это был человек, который не уставал. У него было такое качество — вообще не уставать. Энвиль был человеком, который просто фонтанировал идеями. И эти идеи рождались постоянно, каждый день, каждую минуту.

«И это было очень здорово и необходимо в то время. Потому что когда в коллективе есть «мотор», человек, который рождает новые идеи — есть гарантия того, что это движение наберёт силу и будет жить», — признался Сергей Орлов.

Владелец и директор центра «Е.К.АртБюро» в Москве Елена Куприна-Ляхович выступила куратором выставки «Начало». Она призналась в интервью «Сусанину», что Энвиль Касимов — потрясающий художник, создавший абсолютно свою мифологию. Причём он создавал её не для себя, а для почвы, для своего народа, для своей земли, своего края, где он родился, для которого он много сделал.

«Это художник со своей мифологией, со своим абсолютно узнаваемым почерком, это человек, который смог изменить мир вокруг себя. Такие люди рождаются очень редко, — уверена Елена Александровна. — Все рождаются с желанием что-то изменить, но удаётся реально изменить мир, реально построить то, что ты хочешь видеть, последовав своим идеалам юности, очень немногим. Это уникальные люди. И, безусловно, эта его многогранная личность».

Елена Куприна-Ляхович в беседе отметила, что испытывает благодарность и к экс-министру культуры Удмуртии Анетте Сидоровой, возглавлявшей отрасль с 1984 по 1995 годы:

«Анетта Петровна дала толчок поколению Энвиля, защитив их перед властью, сказав, что не надо загонять художников в подворотню, пусть идут в музей. И я ей очень благодарна. Во многом она, может быть, этим способствовала тому, что художественный путь ижевских авторов протекает не так сложно, как мог бы. Энвиль дал следующий толчок. Давайте смотреть, что дальше будет».

Настоящее

На самой же выставке «Начало» организаторы попытались сосредоточиться только на художественном творчестве Энвиля Касимова, при этом не обойдя и его литературный эпистолярно-художественный жанр.

«Тут какой-то невероятный, потрясающий объём. Меняя мифологию прошлого, создавая мифологию будущего, он, конечно… абсолютно великий человек», — отметила Елена Куприна-Ляхович.

Она выразила надежду, что творческое наследие мастера будет описано и оценено, хотя это и достаточно сложная работа. Больше того, Елена Александровна просит откликнуться тех, в чьих частных коллекциях находятся работы художника — картины, арт-объекты — дабы внести их в будущем в «Domesday Book» Энвиля Касимова.

В непринуждённой беседе о современном искусстве куратор выставки также отметила, что всё искусство когда-то было передовым и авангардным, всегда его критиковали, ведь на самом деле люди очень любят что-то знакомое:

«Для человека комфортно видеть и общаться с искусством как с чем-то знакомым, с чем они могут сассоциировать себя. Но если бы не было людей, которые идут дальше вперёд, то у нас вообще искусства не было. Мы-то с вами все немножко в прошлом находимся. Нам с вами нужен один язык, один термин. Мы должны под одним словом одно и тоже понимать. А художнику проще, у него прямая «связь с Богом», у него визуальный образ. Художники всегда живут в настоящем, а мы чуть-чуть так отстаём».

Можно утверждать, что Художник всегда чувствует настоящее. На самом деле лучше всего чувствуют настоящее авторы, которые очень глубоко и хорошо знают историю, умеют работать именно с мифологией, с почвой, с людьми. Те, у кого очень «высокая» точка зрения.

«И у Энвиля она очень высокая, глобальная. Она не даёт человеку пойти в искусство плаката в описании современности, а оставляет его «наверху». Пусть будут ещё такие люди», — сказала Елена Куприна-Ляхович.

Будущее

В то время, как читатель скользит взглядом по строчкам статьи, он превращает настоящее в прошлое. (Интересное ощущение, не так ли?) А что же о будущем, в котором строить и жить наследникам творчества Энвиля Касимова?

Куратор подчеркнула, что «хорошо, когда в республике есть такой человек, как Энвиль, который старается. Но надо, чтобы ещё кто-то старался. Надо внимательно посмотреть вокруг и посмотреть, кто этим ещё может заняться из молодёжи». Елена Куприна-Ляхович также напомнила о проекте 2016 года:

«Когда мы делали молодёжную выставку 2016 года «Говорит Ижевск», мы же видели, какое количество талантливейшей молодёжи у вас присутствует, и как её много. Это совершенно не местечковая история».

Сергей Орлов также с уверенностью подчеркнул, что большое влияние деятельность Касимова и деятельность творческого объединения «Лодка» сыграли в воспитании молодых поколений художников.

«Причём художественная жизнь и качество художников, уровень — он известен даже в стране. И Москва знает, и Питер знает, что есть такое явление, как «удмуртское искусство» и город Ижевск, — поведал Сергей Орлов. — Поэтому я считаю, что переоценить его роль невозможно».

По словам художника, есть в России города, в которых жизнь в плане современного искусства практически отсутствует. Например, в Кирове. В Перми художников, которые занимаются современным искусством, в три раза меньше, чем в Ижевске. Хотя сама Пермь больше.

«Недавно мне позвонили из Москвы, у них есть идея организовать музей современного искусства Приволжского федерального округа. Первая поездка была в Казань. Из более чем миллионного города практически выбрали только трёх художников, — рассказал Сергей Орлов. — Следующая поездка будет в Ижевск, и я им сказал, что у нас гораздо больше выбор. В этой атмосфере, в этом качестве современного искусства Энвиль Касимов сыграл определяющую роль».

* Посетить выставку можно ежедневно до 31 января, кроме понедельника, с 10:00 до 20:00 по адресу в Ижевске: улица Карла Маркса, 244а — ВЦ «Галерея». Без возрастных ограничений.